В середине июня состоялся первый раунд на приобретение госпакета ОАО «Апатит», в рамках которого «Уралхим» подал свою заявку. Срок приема ценовых предложений о приобретении 20% акций ОАО «Апатит» будет продлен до 15 сентября.
Решение о продлении срока приема предложений связано с тем, что один из претендентов на покупку «Апатита», компания «Акрон», не успела получить разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям и одобрение Федеральной антимонопольной службы.
ОАО «Объединенная химическая компания «Уралхим» было создано в 2007 году, 95,5% акций контролирует Дмитрий Мазепин. Весной 2012 года «Уралхим» имел ряд ограничений по долговой нагрузке. В частности, компания должна удерживать соотношение долга к EBITDA на уровне менее 3,5, а объем чистового долга не может превышать 1,4 млрд долларов.
Компания «Уралхим» – очень интересная и как показывает ее недолгая история крайне неблагонадежная организация. Она погрязла в долгах, неоднократно обещала выход на IPO и срывала намеченные планы. В последние годы ей удалось слегка улучшить финансовые показатели за счет конъюнктуры рынка, но никто не знает, надолго ли: рынок упадет, упадет и «Уралхим».
Неудивительно, что руководство «Апатита» не хочет иметь дело с такой компанией.
ОАО «Апатит» – как ни крути, крупнейший российский производитель апатитового концентрата, который был создан в 1992 году. На долю «Апатита» по итогам 2011 года пришлось 75% производства этой продукции в РФ. Истории компаний и их репутация несоизмеримы.
Единственным претендентом на актив «Апатита» считалось «ФосАгро», оно контролирует более 57% акций производителя апатитового концентрата. Логично было бы им и довыкупить госпакет, но появился «Уралхим» – как всегда без денег, но с неоправданными амбициями.
Эксперты деловых изданий, комментируя решение «Уралхима» о покупке «Апатитов» сходятся во мнении, что компании без заемных средств в этом случае не обойтись. Понятно, как это скажется на финансовых показателях.
В связи с мечтами «Уралхима» об «Апатитах» самое время напомнить о фактических делах компании, в руки которой может попасть крупнейший производитель апатитового концентрата. Дело в том, что в «Уралхиме» все плохо не только с деньгами, о чем шла речь выше, но с такими важнейшими для производственной компании показателями, как техническая оснащенность и экологичность производства.
Если судить по сообщениям прессы, а понятно, что СМИ становится известен не каждый случай ЧП на производстве компании, в связи с тем, что она всячески скрывает подобного рода информацию, «Уралхим» находится на грани технологической катастрофы.
Известно о том, как погиб помощник машиниста цеха железнодорожного транспорта ОАО «Воскресенские минеральные удобрения», которого насмерть раздавило составом. Там же происходила деформация подводного газохода в одной из выхлопных труб цеха фтористых солей, в результате которого в воздух попали ядовитые газы.
Жители Кирово-Чепецка потребовали национализировать КЧХК после катастрофы 2009 года, когда взорвался трубопровод установки получения сульфата аммония, в результате которого погиб рабочий и пострадал мастер смены.
Критическая экологическая обстановка сложилась на химических предприятиях «Уралхима». В прошлом году компании «Уралхима»– ОАО «ЗМУ КЧХК», ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк»и ООО «Энергоснабжающая организация КЧХК» были признаны экологами самыми экологически непрозрачными. КЧХК со дня своего основания сбрасывал радиоактивные производственные стоки в зону санитарной охранной зоны Кировского водозабора, последствия которого стали поистине плачевны для региона.
Служба безопасности «Уралхима» избивала журналиста-эколога Романа Юшкова, который вместе с коллегами попытался осмотреть промышленную зону химкомбината «Азот» в Пермском крае. Позже Юшков обнародовал информацию о грубых нарушениях «Уралхимом» природоохранного законодательства, что повлияло на решение Франции отказаться от сотрудничества с российским холдингом.
«Уралхим» пытался построить в Риге терминал по перевалке минеральных удобрений, однако столкнулся с сопротивлением местных жителей, ведь планы компании ставили под угрозу живописный район Риги – Кундзиньсала. Были претензии к «Уралхиму» и под Москвой, где Росприроднадзор предписал приостановить работу «Воскресенских минеральных удобрений», после чего сотрудников Росприроднадзора перестали пускать на предприятие.
Чтобы перечислить все случаи нарушения экологических стандартов и стандартов безопасности «Уралхимом» не хватит, пожалуй, и нескольких статей. Электронные и региональные СМИ пестрят подобными сообщениями. Понятно, что это все происходит из-за неэффективного менеджмента в руководстве компании и бестолкового руководства на местах, в регионах. Распространяя подобную политику на уже существующие заводы, вряд ли руководство «Уралхима» прозреет в отношении «Апатита», и хоть 20% и не блокирующий пакет акций, но возможность не лучшим образом влиять на управление «Апатитами» у «Уралхима» может появиться. Проанализировав уже сложившуюся практику управления купленными активами, можно предположить, что она будет распространена на любые активы, в управление которыми «Уралхим» войдет в скорой перспективе.