Москва
19 ноября ‘24
Вторник

«Заказные оценки»: кому невыгодно ужесточение санкций против их проведения

Идею о привлечении отечественных оценщиков к уголовной ответственности за заведомо неправильные результаты оценки содержит законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс», предложенный сенатором Совета Федерации Анатолием Лысковым.

«Ошибки» в диапазоне от 250 тысяч до миллиона рублей предложено расценивать как факт заведомого преступления. Неудивительно, что документ с довольно-таки жесткими формулировками немедленно вызвал крайне негативную реакцию заинтересованных в сохранении статус-кво сил. Судя по всему, именно с их подачи нашлись депутаты Госдумы, которые подготовили и уже внесли на рассмотрение альтернативный законопроект, не содержащий ни конкретных цифр, ни четких формулировок.

Председатель рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в области оценочной деятельности Иван Грачев на совместной пресс-конференции с представителями ведущих саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков России заявил, что меры по противодействию "заказным" оценкам, разбирательства по оспариванию результатов оценки, не должны входить в противоречие с практикой и методологией оценки имущества. Иначе можно "убить профессию". В переводе с «депутатского» это означает, что лоббистам крупнейших игроков оценочной отрасли, фактически монополизировавших рынок, удалось «замылить» жесткие, неудобные поправки…

Нынешние споры вокруг пересмотра правил игры на оценочном рынке связаны с возрастанием роли оценки в переделе собственности на рынке и повышении «капиталоемкости» этого вида деятельности. С одной стороны на фоне экономического кризиса 2008 года, в условиях дефицита ликвидности многие компании перестали справляться со своими кредитными обязательствами, и оценочная деятельность стала одним из ключевых инструментов в многочисленных процессах банкротств, поглощений и т.п. С другой стороны статус оценщиков возрастает в связи с новым этапом приватизации федеральной собственности, кадастровой оценки земли, новой рыночной системы налогообложения жилья.

Между тем, сами оценщики, из числа непривилегированных весьма нелестно отзываются о правилах работы, царящих в отрасли и насаждаемых людьми, ее контролирующими. «В РФ в оценочной деятельности царит коррупция и профанация – практически любые сомнительные заключения "именитых" оценщиков СРО могут беспрепятственно пройти на "ура" в любом экспертном совете СРО, если они инициируются или поддерживаются VIP». Такую характеристику рынку оценочной деятельности дает один из уважаемых оценщиков. Между тем, упомянутые им так называемые VIP – это узкий круг, наделенных властью и административным ресурсом лиц.

Действующий сегодня режим обязательного саморегулирования оценочной деятельности обязывает оценщиков вступать в СРО, платить высокие взносы и работать в соответствии с правилами, установленными этими организациями. Координатором и регулятором деятельности СРО с 2009 года стал Национальный совет по оценочной деятельности (НСОД). Первым председателем НСОД стал глава Сбербанка Герман Греф. Одним из зампредов НСОД была и остается Марина Федотова, президент СМАО («Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков»), проректор Финансового университета при правительстве РФ. К слову, членом совета НСОД является и депутат Иван Грачев, выступающий за смягчение законопроекта .

Примечательно, что со стороны государства отрасль курирует сын г-жи Федотовой – Владислав Федотов, заместитель директора департамента инновационного развития и корпоративного управления Министерства экономического развития РФ. На работу в министерство его принял тогда еще министр экономического развития Герман Греф. Впоследствии г-н Федотов отучился в патронируемой «Сбербанком» и лично Грефом Московской школе управления «СКОЛКОВО» по программе «Стратегическое лидерство: роль руководителя в управлении людьми и командами».

В то же время в возглавляемое Мариной Федотовой СМАО входит компания ООО «НЭО Центр», одним из партнеров которого является Олег Греф, сын председателя Сбербанка и по совместительству один из аккредитованных оценщиков государственного банка. СМАО, надо сказать, вообще очень многое связывает со Сбербанком. В ассоциацию входят многие оценщики, обслуживающие Сбербанк или выступающие «независимыми оценщиками» в различных спорах с участием «Сбербанка» и иных коммерческих структур. Так, например, состоящее в СМАО ООО «Ю.Эйч.Уай.Янс-Аудит» проводило оценку крупнейшего в Подмосковье торгового центра «Эльград», который Сбербанк как крупнейший кредитор намеревается продать за долги. Стоимость «Эльграда» по версии «Ю.Эйч.Уай.Янс-Аудит» оказалась в разы ниже, чем в заключениях других оценщиков. В этой «ошибке» другие кредиторы усмотрели ущемление своих интересов. При этом назначенный судом в качестве независимого оценщик «Ю.Эйч.Уай.Янс-Аудит» даже не скрывал того факта, что «Сбербанк» является его крупнейшим клиентом.

Оценщик Анастасия Когановская, в недавнем прошлом ученица Марины Федоровой, знакомая Владислава Федорова по учебе в Финансовом университете, сегодня так же состоит в СМАО и работает у Олега Грефа в «НЭО центре», где занимает пост руководителя проектов департамента оценки бизнеса. И действует она все по тому же сценарию: осуществляя оценку сырьевой компании – заемщика и должника Сбербанка, выдает на порядок более низкие оценки, нежели не вхожие в круг VIP-оценщиков коллеги.

Примеры эти – далеко не единичные. И в данном случае даже не столь важно, чья именно оценка является адекватной. Если оценки одного и того же актива разнятся в разы, то речь идет либо о непрофессионализме, либо, об аффилированности оценщика с заинтересованной стороной. Частота подобных расхождений и заставила разработчиков поправок в уголовный кодекс инициировать ужесточение ответственности за «заказные» оценки.

Но похоже, что те несколько игроков , что контролируют сегодня российский рынок оценки выступают категорически против ужесточения контроля за их деятельностью. Столь же решительно противятся они и либерализации рынка. На сегодняшний день российские оценщики оказались под юрисдикцией НСОД, который наделен полномочиями по аттестации (лицензированию) всех участников рынка, это означает, что фактически эта организация получила право избавляться от неугодных и слишком самостоятельных СРО. По сути, возможность вытеснения игроков с рынка оценочных услуг может стать едва ли не единственной функцией НСОД, которую этот орган будет выполнять.

Как полагают сами участники рынка, конструктивно НСОД не может и не в состоянии работать. Оценщики отмечают, что за три года работы нет ни одного протокола совета, нет протоколов работы комитетов, нет разработанных методик (ради чего НСОД и собирался), а работу над стандартами НСОД и вовсе передал в руки чиновников Минэкономразвития.

В сложившихся условиях, как отмечают эксперты, господствующими тенденциями на рынке оценочных услуг сегодня являются – снижение квалификация основной массы оценщиков, рост фактов «оценок по сговору» при приватизации и заключении контрактов на проведение кадастровой оценки. А в целом, нарастающее на рынке недоверие к результатам деятельности профессиональных оценщиков.

Для компаний, работающих в реальных секторах экономики, в финансовой сфере, в недвижимости и т.п. царящие в оценочной среде нравы чреваты коррупцией, гибелью успешных производств, рейдерскими захватами, уголовными делами, да и просто ухудшением и без того неблагополучного инвестиционного климата.

Полная версия