Москва
6 ноября ‘24
Среда

«Клуб безбашенных»: в поисках правды или славы?

21 июня в российский прокат выходит фильм режиссера Стивена Сильвера «Клуб безбашенных». Это подлинная история четверки всемирно-известных фотографов-стрингеров, которые работали в ЮАР в начале 90-х годов и пытались донести до людей всю правду и ужас гражданской войны между сторонниками и противниками Нельсона Манделы. Благодаря их отчаянно-смелым вылазкам в самое пекло конфликта, охватившего ЮАР в преддверии падения режима апартеида, мир узнал страшную правду о захлестнувшей страну волне насилия.

Двоих прототипов героев фильма – Кена Остербрука (его играет Франсуа Ротенбаш) и Кевина Картера (Тэйлор Китч) уже нет в живых. Кен Остербрук погиб на работе во время одной из уличных перестрелок. А Кевин Картер – автор известного фото умирающей от голода девочки из Судана, рядом с которой сидит огромный стервятник и дожидается ее смерти, покончил жизнь самоубийством через три месяца после того, как получил за эту работу Пулитцеровскую премию. Как было сказано в его предсмертной записке - от безденежья и жутких воспоминаний о бесконечном насилии, свидетелем которого он постоянно был и которое фотографировал.

А вот двое других фотокорреспондентов из «Клуба безбашенных» - Грег Маринович и Жоао Сильва написали о прошедших событиях книгу, опубликованную в США в 2000 году, сюжет которой и стал основой для фильма.

Отношения к работе четверки этих, действительно, смелых и рисковых парней неоднозначное. Шокирующие кадры, которые удается им добыть, вызывают разную реакцию. И это связано с моральной стороной их деятельности. Кто эти фотографы? Пытаются ли они, действуя совершенно искренне, рискуя своей жизнью, донести до людей правду, или они просто папарацци, зарабатывающие на чужой боли и страданиях, идущие на риск лишь ради славы и денег? Многие обвиняют их в том, что они оставались безучастными к происходящему. Ведь Кевин Картер не помог умирающей от голода девочке рядом со стервятником - после того как он сделал фото, девочка умерла, а Маринович получил Пулитцеровскую премию за фото объятого пламенем человека, который погибает у него на глазах.

Фильм не дает ответа на вопрос, что же, в конечном счете, движет этими людьми. Зритель, скорее увидит, то, что мотивов у них несколько – это и желание рассказать миру правду об ужасе происходящего, и поиск фотосенсаций любой ценой, и азарт, и жажда славы. На протяжении всего фильма и сами герои мучительно пытаются решить для себя эти вопросы.

Полная версия