Москва
3 января ‘25
Пятница

Бунтуя в Госдуме, эсеры решают собственные проблемы

Эксперт: за счет «итальянской забастовки» в Госдуме, эсеры пытались не сорвать принятие закона о митингах, а решить внутрипартийные проблемы.

Всего лишь час понадобился российским сенаторам 6 июня, чтобы одобрить нашумевший законопроект об ужесточении штрафов за провокации и нарушения на массовых акциях. Это не в пример меньше, чем накануне понадобилось их коллегам-парламентариям из Госдумы. Ведь в последнем чтении документ обсуждали более 10 часов в условиях так называемой «итальянской забастовки», устроенной представителями «Справедливой России». Теперь документ отправится на подпись президенту.

Впрочем, любопытней самого законопроекта, который распространяется, по сути, лишь на провокаторов и нарушителей общественного спокойствия, стал процесс его обсуждения. Несмотря на общественное одобрение его концепции (согласно данным ВЦИОМ, 64% опрошенных - за наказание для организаторов акций, на которых пострадали люди), парламентская оппозиция рассмотрение и принятие документа попыталась сорвать. Особенно в этом преуспели эсеры, устроившие так называемую «итальянскую забастовку». По их инициативе, было внесено более 300, порой, откровенно бессмысленных поправок (еще около сотни - коммунистами). Каждую из поправок депутаты-оппозиционеры потребовали поставить на отдельное рассмотрение и голосование. Это вызвало стоны усталости даже в рядах самих эсеров. Например, депутат Алексей Митрофанов назвал происходящее «тем, чем обычно занимаются солдаты после отбоя, когда долго не видят женщин».

Впрочем, по мнению экспертов, цель «итальянской забастовки» была вовсе не в том, чтобы сорвать принятие закона. Скорее, дело в попытке на фоне противостояния с властью консолидировать собственную партию.

«Это обычная PR-акция и никакой эффективной мерой ее назвать нельзя. Более того, «итальянская забастовка», по сути, совершенно бессмысленна, т.к. закон все равно принят, что было очевидно с самого начала, - комментирует ситуацию политолог Владимир Шаповалов. - Действия эсеров, на мой взгляд, продиктованы иными обстоятельствами, в частности, инстинктом самосохранения и желанием хотя бы попытаться сомкнуть ряды, проявить какую-то консолидацию. Дело в том, что в партии все более усиливаются раскольнические тенденции, разные внутрипартийные группы стремятся либо захватить власть, либо отделиться и начать собственную игру. Попытка начать совместную протестную кампанию - пусть даже и по одному конкретному поводу - призвана этот развал отсрочить».

Напомним, ранее стало известно, что в Курской области местный актив «Справедливой России» шантажирует федеральное руководство партии, угрожая увести из ее рядов до 600 человек. Рядовые эсеры выразили недовольство действиями своего регионального руководителя, ставленника Сергея Миронова Александра Четверикова. Активисты заявили о «наплевательском отношении» к ним со стороны федерального руководства партии. Аналогичные скандалы ранее происходили и в других региональных отделениях партии: удмуртском, нижегородском, питерском и др.

В то же время, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко никакой иной логики в действиях эсеров, кроме как желание их отдельных представителей сделать PR и привлечь внимание протестной публики, не усмотрел.

«В деятельности «Справедливой России» в последнее время вообще появляется что-то провокационное: им все больше свойственен стиль либеральной оппозиции. Но для либералов это характерно с начала 1990-х и связано с их радикальным несогласием с Россией, появившейся после распада СССР, - рассуждает эксперт. - Появление этих черт у эсеров совершенно непонятно: системные люди – особенно их лидеры, пришедшие к власти с помощью Путина. Это и отставной полковник, работник КГБ Геннадий Гудков, и питерский чиновник Сергей Миронов, да и остальные тоже... Впрочем, видимо все это продиктовано желанием сыграть на протестных настроениях, сделав себе публичное имя».

Напомним, пакет поправок в действующее законодательство, в народе названный «законом о митингах», вводит ряд новых видов правонарушений и их квалификации, новых правил участия в митингах, а также кратно увеличивает существующие штрафы и вводит новые для участников и организаторов акций. При этом поправки никоем образом не вмешивается в процедуру согласования массовых акций и не вносит дополнительных ограничений на их проведение.

Согласно законопроекту, за мелкие правонарушения – общественного порядка, санитарных норм, создание помех пешеходам и транспорту, работе учреждений или организаций, за участие и призывы в незаконных акциях – будет караться штрафами от 10 до 20 тысяч рублей (или обязательные работы до 50 часов) для граждан. От 50 до 100 тысяч рублей для должностных лиц. От 200 до 300 тысяч рублей для юридических лиц. Однако если в результате правонарушения был причинен вред здоровью человека или было испорчено имущество – штрафы резко возрастают. Для граждан от 150 до 300 тысяч рублей (или обязательные работы до 200 часов). Для должностных лиц - от 300 до 600 тысяч рублей. Для юридических лиц от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Кроме того, отныне на массовые акции запрещается приходить в масках, пьяным, равно как и распивать алкоголь на месте, приносить с собой оружие. Еще одно новшество – отныне суды смогут самостоятельно определять фактических организаторов митингов, а не опираться исключительно на официальные документы, поданные «юридическими» организаторами в городские инстанции.

Полная версия