Москва
3 января ‘25
Пятница

В Европе и США действуют более жесткие законы по отношению к организаторам митингов, чем в России

После паузы, взятой для раздумий и консультаций, депутаты Государственной Думы вернутся к рассмотрению поправок в административный кодекс, которые предусматривают ужесточение санкций за нарушения во время митингов.

Оппозиция уже поспешила окрестить предполагаемые меры «драконовскими», что было довольно предсказуемо. Понятно, что приятно не нести никакой ответственности ни за несанкционированные шествия, ни за «горячительные» призывы, ни за перекрытия дорог, а только получать политические дивиденды с каждого мероприятия. При этом принято кивать в сторону остального «цивилизованного мира», где царит демократия. Но так ли это на самом деле? Рассмотрим несколько примеров.

Начнем с «цитадели» прав и свобод - с США, где для проведения массовой акции необходимо получение специального разрешения, по обязательному согласованию органов пожарной охраны, транспорта и полиции. В некоторых городах и штатах в требования муниципалитетов входят и такие обязательные условия, как запрещение проведения публичных мероприятий вблизи установленных органами власти «зон тишины», правительственных кварталов, административных зданий и т.п. В случае отсутствия разрешения или нарушения одного из его положений местные власти вправе пресечь мероприятие, вплоть до использования спецсредств, и задержать его участников. А в Лос-Анджелесе вообще только за само разрешение взимается плата — 300 долларов!

В Германии любое массовое мероприятие, собрание или демонстрация в обязательном порядке должны быть санкционированы властями. Организатор митинга выступает в роли юридического лица и несет ответственность за поддержание порядка, соблюдение регламента, предотвращение инцидентов и т.п. Еще организатор отвечает за своевременное прекращение мероприятия и рассеивание людей. Если этого не происходит, правоохранители насильно рассредотачивают демонстрацию.

Власти всех уровней (федеральные, земельные, городские) наделены правом запрещать дальнейшее проведение митинга, если создается угроза причинения ущерба, как людям, так и материальным ценностям. В соответствии с законодательством, полиции предоставлены широкие права при разгоне демонстраций. Она имеет право применять силу и меры физического воздействия - резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости и огнестрельное оружие.

А вот во французском УК (Отдел II, ст. 431-3) конкретизировано, кого считать «сборищем»: «Сборищем является любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественно месте, способное нарушить общественный порядок. Сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата...». То есть «оккупировать» какие-нибудь Елисейские поля просто так не выйдет!

Ну, и наконец, мечта российских оппозиционеров — Великобритания, где начальник любого территориального полицейского участка (не говоря уж про более высокий уровень), если посчитает, что в силу особых обстоятельств существует опасность перерастания массовых мероприятий в беспорядки, может обратиться к местным властям (которым подчиняется полиция) для вынесения запрета на проведение всех массовых мероприятий на срок до 3 месяцев! Если бы подобная практика действовала в России, то, вполне, возможно, никакие бы митинги вообще не состоялись. Например, после прорыва радикалов еще 5 декабря на Чистых прудах, начальник Пресненского ОВД позвонил бы к столичному мэру и потребовал прекратить безобразие «в силу особых обстоятельств». Слава богу, у нас не Англия! Хотя и остальные страны оптимизма любителям радикальных прогулок не внушают.

Вот небольшой перечень митинговых преступлений и наказаний «цивилизованного мира»:

В США ежегодно в среднем аресту подвергается более 1000 человек (с учетом участников даже разрешенных демонстраций). Там же за воспрепятствование прохода и проезда придется раскошелиться на $3000. В Германии только за маскировку лица полагается лишение свободы на срок до 1 года . За проведение несанкционированного митинга — также до года тюрьмы или штраф 15.000 евро. Законы в Германии, действительно, строгие. За невыполнение организатором возложенных на него обязанностей; отказ незамедлительно покинуть место мероприятия, несмотря на его отмену, может довести до 3 лет за решеткой. Во Франции продолжение участия в «сборище» после требований разойтись -тюремное заключение сроком на 1 год или эквивалентный денежный штраф. Несанкционированная либо запрещенная демонстрация, предоставление неполного или неточного заявления относительно цели и условий предполагаемой манифестации карается 6 месяцами тюремного заключения. В Великобритании каждый применяющий незаконную силу должен быть готов к обвинению в организации массовых беспорядков с последующим наказанием до 10 лет в местах отдаленных.

Полная версия