Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Куда заведет Болотная радикальную оппозицию?

«Бессрочные гуляния» на Чистых прудах продолжаются. Однако уже сейчас очевидно, что внесистемной оппозиции пора подводить итоги антипутинской кампании. «Марш миллионов» завершил охватившую Москву в декабре-январе волну гражданской активности. Что же в итоге? Мирный общегражданский протест, значительно потеряв в массовости, радикализировался и, по сути дела, выродился в столкновения с полицией кучки профессиональных «несогласных».

Как известно, «марш миллионов» 6 мая закончился спланированной провокацией: несколько десятков активистов оппозиции во главе с «лидерами общественного мнения» отказались пройти на санкционированный митинг на Болотной площади и объявили сидячую забастовку перед Большим Каменным мостом. В результате мирная акция завершилась жестким столкновением с полицией.

Чего не бывало ранее, лидеры оппозиции открыто призвали участников мирного шествия к противоправным действиям. Сергей Удальцов со сцены предложил участникам марша не расходиться, пока не будут выполнены требования оппозиции. После этого Удальцов, а за ним Алексей Навальный и Борис Немцов были задержаны полицией. Вместе с ними в автозаках оказались еще несколько сотен участников марша, которых по сути дела использовали втемную.

Всего, по данным столичного управления МВД РФ, полиция в воскресенье задержала около 450 манифестантов. Причем Следственный комитет возбудил уголовные дела по фактам призывов к массовым беспорядкам и причинения вреда здоровью полицейским по статьям, предусматривающим до 10 лет тюрьмы. Даже Госдеп США, традиционно выражающий озабоченность буквально всем что бы ни происходило в России, признал, что на «марше миллионов» небольшие группы демонстрантов применили насилие в отношении представителей правоохранительных органов.

В этой связи довольно показательна реакция лидера «Другой России» Эдуарда Лимонова, впервые выразившего удовлетворение тем, как прошло оппозиционное мероприятие. Он уверен, что Удальцов, Немцов и Навальный послушали его советы и, наконец, радикализовали протест по сценарию «Стратегии 31». «На "последний и решительный бой" в этом политическом сезоне, пришли, сцепив зубы, серьезные, драчливые радикалы, - радуется Лимонов. - Никаких Собчак и Пархоменок...никаких Акуниных-Парфеновых. "Хомячки" если и пришли в малом количестве, то сбежали. И вот уже получилось похоже на серьезное, не как у других людей, еще не Египет, но ближе к нему, все ближе...Приветствую мужество радикалов...».

Прав Лимонов: «хомячки», а проще говоря, обычные граждане, не собирающиеся бросать «коктейли Молотова» в полицейских, разбежались. «Креативный класс», в недалеком прошлом составляющий большинство многотысячных оппозиционных митингов, испарился. С Удальцовым и Навальным остались лишь профессиональные оппозиционеры и радикалы, коих на всю столицу наберется в лучшем случае 1-2 тысячи человек.

В этой связи правозащитник Александр Брод отмечает, что в стране немало проблем и оппозиции есть, что сказать на своих акциях. «Опыт успешной деятельности оппозиции был виден в декабре — январе, когда акции прошли в правовом поле и точка зрения оппозиции была услышана властью, — отмечает общественный деятель. — Это побудило начать реформу в том числе в политической сфере. Но другое дело, когда некоторые лидеры оппозиции превращают свои акции протеста в откровенное хулиганство. Превращаются уже не в оппозиционных лидеров, а в уличных хулиганов, которые занимаются организацией провокаций и столкновений с полицией».

Брод уверен, что для них не важны интересы людей и политические реформы. «Им нужны провокации. их волнует только собственный пиар и личные интересы», — считает правозащитник. «Я думаю, что далеко не вся оппозиция будет солидаризироваться с Навальным и Удальцовым, и возможно, даже отмежуется от них и будет их критиковать. Я знаю, что некоторые оппозиционные деятели не участвовали в акции на Болотной площади, заранее зная, что готовятся провокации и столкновения с полицией», — отмечает Брод.

По мнению главного научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований РАН Александра Ципко, «значительная часть людей оппозиционно относящихся к власти осознала, что они являются орудием в руках таких политиков, как Удальцов и Навальный, и в итоге отвернулась от них».

Впрочем, от произошедшей радикализации протеста едва ли выиграли и новоявленные оппозиционные лидеры — Удальцов с Навальным. Отбывающий 15 суток ареста координатор «Левого фронта» занял маргинальную нишу автора «Стратегии 31» Лимонова. Составляющий ему компанию в СИЗО Навальный, которому теперь уж точно заказан путь в большую политику, в свою очередь, занял место «драчуна» Удальцова.

«Удальцов и Навальный превратились в уличных хулиганов и маргиналов, поэтому теперь отношение к ним оппозиции и части общества будет критичным и неприязненным», — полагает Александр Брод. «Эти люди сами по себе уже вряд ли смогут остановиться и, скорее всего, регулярно будут устраивать провокации, но у них не будет много сторонников», - уверен правозащитник.

Полная версия