Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Новые пути развития современного российского искусства лежат через Милан

На фоне печальных известий о закрытии или перепрофилировании сразу трех московских галерей современного искусства – «Галереи Марата Гельмана», «Айдан-галере» и «XL галереи», работавших на главной арт-площадке столицы Винзаводе, оптимистичные новости недавно пришли из Милана. Создается ощущение, что современное российское искусство не «почило в бозе», как можно было бы предположить, а вполне живо и конкурентоспособно, только лишь временно сменило «явки и пароли».

Как пишет «РБК стиль», на состоявшейся в середине апреля традиционной Неделе дизайна в Милане в этом году как никогда ярко были представлены российские участники со своими проектами, поразившими даже искушенную миланскую публику. Правда, речь идет не о каких-либо новинках в области предметов интерьера или бытовой техники, мебели или сантехники – здесь итальянцы по-прежнему держат пальму первенства, оставаясь законодателями мировой моды в этой сфере.

Тем не менее, российские архитекторы, художники и дизайнеры смогли внести свою лепту в создание креативной атмосферы на миланской Неделе дизайна своими инсталляциями, которые можно было увидеть на самой демократичной из всех площадок этого мероприятия – во внутренних двориках, галереях и фойе Миланского университета в рамках выставки Interni Legacy, организованной ведущим итальянским журналом о дизайне Interni. Здесь были представлены работы таких гуру дизайна как Алессандро и Франческо Мендини, Одиль Дек, Массимо Иоса Гини, Миккеле де Лукки, бюро Skidmore, Owings &Merrill.

Приятно отметить, что произведения российских авторов не потерялись на фоне столь авторитетного окружения, а скорее стали доминантами представленной экспозиции. В частности, известные российские архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов установили здесь свою инсталляцию «Глаз архитектора», представляющий собой гигантское глазное яблоко с подвижным зрачком, реагирующим на окружающую реальность, внутри которого проецируются изображения памятников архитектуры, находящихся под угрозой уничтожения. В качестве наиболее наглядных примеров авторы инсталляции выбрали фотографии памятников Русского Авангарда.

Кроме того, в рамках Interni Legacy была представлена отдельная экспозиция работ молодых российских художников - Ирины Кориной, Михаила Косолапова, Алекса Булдакова, скульптора Сергея Шеховцова и группы ”Электробутик” (Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин). Экспозиция называется «Грань», так как инсталляции, представленные художниками, находятся на грани искусства и дизайна.

Как выяснилось, выставку «Грань» привезла в Милан супруга экс-мэра Москвы Елена Батурина, а точнее, учрежденный ею гуманитарный фонд BE OPEN, одной из основных задач которого, как сообщает итальянская пресса, является «интеллектуальный девелопмент – инвестиции в добавочную стоимость к жизни будущих поколений, поиск и воплощение новых идей в разных сферах человеческой жизни, поддержка молодых талантов, в т.ч. из России».

Видимо именно с этой целью здесь же, в Миланском университете проектом BE OPEN был организован цикл конференций, модератором которых выступил известный социолог, профессор и писатель Франческо Мораче, в которых в качестве спикеров были приглашены признанные авторитеты из мира дизайна, искусства, образования и бизнеса.

Каждый из трех дней конференций собирал по нескольку тысяч заинтересованных слушателей – преимущественно молодежи и студентов. При этом, «приз зрительских симпатий» опять же достался нашему соотечественнику. Студент миланского университета Микеле Уно: «Больше всего мне понравилось выступление Владимира Пирожкова (президент AstraRossa – автор дизайна автомобилей целого ряда известных брендов и самолета Сухой суперджет). Созданный им прототип летающего автомобиля не может не потрясать воображение, но при этом он является действующей моделью средства передвижения будущего». Студентка Миланского политехнического института Силвия Карзоне: «Я ходила на все лекции и узнала очень много нового, но, пожалуй, русский выступил лучше всех. Его презентация заставила меня задуматься над тем чтобы пересмотреть тему моей дипломной работы - в направлении аэронавтики».

Здесь же в Милане состоялось награждение участников международного конкурса, проводившегося BE OPEN, среди представителей молодежи из разных стран, приславших на сайт этого проекта свои оригинальные работы и идеи. Кстати, первую премию - оплату обучения в одном из ведущих мировых институтов дизайна и грант на 10 тыс. евро на воплощение разработанного ею проекта, соединяющего в себе футуристическую концепцию винного завода, виноградников и спа-комплекса, получила конкурсантка из России Александра Гинева.

В Милане, на площадке Corian®Design Studio Milano, можно было увидеть еще один интересный проект российских авторов. Бюро «Атриум» и Ярослав Галант придумали объекты, которые изготовила из кориана фабрика Artishok. Один из наиболее впечатляющих здесь экспонатов - коллекция мебели «Украинские узоры».

Кстати, куратором выставки «Грань» в Милане выступила Елена Селина – владелица «XL галереи». Скорее всего, данный факт является еще одним подтверждением того, что российский галерейный бизнес ищет иные форматы работы и пути развития. А это внушает надежду на то, что эти самые пути, пройдя новый виток развития, в конечном итоге все-таки снова приведут к расцвету и популяризации современного искусства в России.

Полная версия