Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

После статьи Прохорова о биатлоне меняют тренерский состав

Союз биатлонистов России (СБР) приступил к изменениям в программе подготовки спортсменов с учетом недавнего неудачного выступления сборных на чемпионате мира в Рупольдинге. Главная новость - кадровые изменения в тренерском составе. Предложено утвердить в должности старших тренеров Николая Лопухова (мужская сборная) и Вольфганга Пихлера (женская). Юниорскую команду возглавит Александр Касперович. Между тем, свои мысли и планы о том, в каком направлении будет дальше развиваться российский биатлон, в этот же день обозначил президент СБР Михаил Прохоров в «Коммерсанте».

«Вслед за повсеместным ростом популярности биатлона, как это всегда бывает, пришла и жесткая конкуренция — конкуренция наций, конкуренция спортсменов, конкуренция технологий, – отмечает Прохоров. - Не сомневаюсь, что борьба за призовые места в этом виде спорта будет становиться все острее и острее».

По данным Прохорова, в биатлоне «острейшую конкуренцию нам сегодня составляют Германия, Франция, Швеция, Словакия, Украина, Белоруссия, Австрия». На кону стоит немало: в преддверии зимней Олимпиады в Сочи биатлон действительно стал политическим видом спорта вслед за футболом и хоккеем.

Естественно, Прохоров не отрицает поражения в Рупольдинге, но отмечает, что «в любом случае большая часть того, что делалось нами за последние три года, было стратегически верным». Тому есть и подтверждения: россияне впервые в истории отечественного биатлона взяли мужской и женский Кубок наций, а также выиграли Малый хрустальный глобус в смешанной эстафете.

«Мы четко выстроили схему подготовки резерва: детский биатлон — юноши — юниоры — молодежная команда — основной состав, – убежден Прохоров. - Система финансирования российской сборной совместно с Минспорттуризма является, на мой взгляд, практически оптимальной при данной системе управления большим спортом в стране».

Прохоров отмечает в статье три ошибки, которые привели к такому выступлению на ЧМ. «Были допущены ошибки в тренировках женской сборной с точки зрения чрезмерных нагрузок, – пишет он. - Тренерский штаб при планировании подготовки должен и будет более внимательно подходить к оценке индивидуальных особенностей спортсменов в рабочем контакте с их личными тренерами. Вторая — ошибки интернациональной сервис-группы при подготовке лыж на чемпионате мира. И третья — в команде нет "химии тренеров". Особенно это было видно в стрессовых ситуациях».

Однако, у отечественного биатлона есть и системные проблемы, как доставшиеся в наследство от развала СССР, так и возникшие в последние 20 лет. «Хочу пояснить наше отставание на одном примере: подготовка лыж, – поясняет Прохоров секреты высокотехнологичного спорта. - Здесь важны три технологические составляющие — пластик, из которого сделаны лыжи, структура снега (его температура и влажность), а также парафины и смазки для процесса водоотталкивания (проще говоря, чтобы снег не налипал на лыжи). Ничего из этого в России не производится, не изучается (системно этим занимаются производители современных лыж, создавая уже себе проектные лаборатории, коих у нас, естественно, нет)».

СБР, как отметил Прохоров, подал заявку в Минспорттуризма на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания сверхгидрофобной (водоотталкивающей) скользящей поверхности лыж и начал патентный поиск по лыжным смазкам. Кроме того, сейчас, наконец, силами СБР совместно с министерством и частным бизнесом сделана новая современная винтовка для биатлонистов. «Мы разработали, профинансировали модель нового ствола и затворной части; завезли современное оборудование; выпустили первые образцы. Сейчас уже идут их испытания в тире и на стрельбище, винтовка дорабатывается. Кстати, в сочетании с новым патроном "Олимп" она дает лучшую в мире кучность стрельбы», - заявляет Прохоров.

Есть и другие проблемы, общие для почти всех видов спорта в России, и их Прохоров также указывает: отсутствие подготовки спортивных врачей и тренеров, отсутствие научных исследований, стремление государства (в лице чиновников всех уровней) вкладываться не в человека, а в строительство инфраструктуры, хотя «стадионов уже построили достаточно». И если с лыжами и винтовкой, какими бы современными они не были, СБР может разобраться и сам, то здесь уже требуется поддержка государства.

Впрочем, федерация разработала и приняла программу развития биатлона до 2020 года, согласно ей, например, утверждены программы финансирования 118 спортивных школ и 33 биатлонных комплексов. Разработана прозрачная грантовая система для школ и тренерского состава – по успехам. Приобретены права и издан современный немецкий учебник по биатлону. Продумана новая схема организации процесса подготовки спортсмена, проведения сборов и поездок на соревнования. СБР активно поддерживает и развивает детский спорт – от разработки новой винтовки для школьников до финансирования школ, снабжения их всем необходимым.

Кроме того, по рекомендации экспертного совета Минспорта количество спортсменов на централизованной подготовке сокращено с прошлогодних 84 до 60 человек: 20 мужчин и женщин в основной группе главной команды, 20 мужчин и женщин в резервной группе главной команды, а также 20 мужчин и женщин в юниорском и юношеском составе. Это, полагают в СБР, даст возможность более эффективно готовить спортсменов, при некотором снижении расходов. Несколько изменены и критерии отбора в сборные – они стали более прозрачными.

В ближайших планах, в виду активизации подготовки к Сочинской Олимпиаде, также ввести новую программу подготовки тренеров, серьезно пересмотреть функции главного тренера и усиление технических служб команд, в том числе, иностранными специалистами.

Полная версия