Москва
3 января ‘25
Пятница

О чем предпочитает не говорить оппозиционный блогер Сергей Алексашенко как топ-менеджер двух госкорпораций

До последнего времени считалось, что быть «топовым блогером» модно и престижно. Как выяснилось в четверг, еще и выгодно – американский «Тайм» ввел блогера Навального в сотню влиятельнейших людей мира.

В сегодняшнем номере газета «Труд» исследует деятельность еще одного «топового оппозиционного блогера», Сергея Алексашенко, который уже пару лет как является топ-менеджером пары государственных корпораций – Объединенной авиационной (ОАК) и Объединенной зерновой (ОЗК). ОЗК Алексашенко, экс-зампред Центробанка, возглавляет с 2011 года. Тем любопытнее узнать – как-то справляются лидеры оппозиции со столь важной для общества работой?

Алексашенко, являющийся также и директором по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики (ВШЭ), наполняет свой «оппозиционный» блог в ЖЖ рассуждениями о коррупционной составляющей работы «Газпрома», нефтяных гигантов, АвтоВАЗа. Как пишет «Труд», вернувшись на днях с заседания рабочей группы по формированию «Открытого правительства», которое проводил президент Дмитрий Медведев, Алексашенко отметил в журнале: «Тема борьбы с коррупцией для меня никогда не была главным местом приложения сил, хотя все время говорил, и говорю, и буду говорить, что без решения этой проблемы судьба нашей страны видится мне печальной».

Действительно, отмечает «Труд», Алексашенко бороться с коррупцией несколько не с руки -- еще в 1998, когда он занимал пост в ЦБ, тогдашний премьер Евгений Примаков получил доклад МВД, посвященный коррупционной активности ряда руководителей госбанка-регулятора. Там в частности, упоминался и Алексашенко: «В частности, установлено, что Алексашенко С.В. ... имел в нескольких коммерческих банках рублевые и валютные счета, на которые зачислялись средства, полученные от ГКО».

Однако, когда Алексашенко представилась возможность на деле показать свои качества менеджера, изменив к лучшему ситуацию в отдельно взятой отрасли, он на это пошел. В июне 2011 года он вошел в Совет директоров ОАК, возглавив в августе того же года комитет по аудиту. А почти сразу, в июле 2011 года, был избран председателем Совета директоров ОАО ОЗК. «Интересно заметить, что относительно положения дел во вверенных ему компаниях, не было сделано ни одного заявления. И это при том, что обе компании в 2010 и в 2011 годах буквально раздирали всевозможные скандалы», пишет «Труд».

Как напоминает издание, «Объединенная зерновая» была создана в 2009-м с целью стать крупнейшим игроком зернового рынка, показать себя в экспорте, в интервенциях на азиатские и европейские рынки и биржи. Под это ОЗК получила от государства контрольные пакеты акций 31 элеватора, ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» и ОАО «Ейский портовый элеватор». До 2013 года запланировано около трех десятков инфраструктурных проектов. В настоящий момент стоимость ее активов оценивается в $2 млрд. Однако, вскоре оказалось, что «значительное количество зерна из государственного интервенционного фонда попросту гниет на элеваторах, а заниматься развитием соответствующей инфраструктуры никто всерьез и не думал», пишет «Труд».

Алексашенко и был поставлен во главе ОЗК, дабы исправить ситуацию. Мало того, компания может быть приватизирована уже в ближайшее время, почему от нового менеджмента ожидалось и увеличение ее капитализации -- ведь доход от продажи госкомпании пойдет прямиком в бюджет страны. Однако, отмечает «Труд», похвастаться Алексашенко нечем: «стране по-прежнему ощущается острая нехватка элеваторных мощностей (ведь инфраструктурные проекты так и не были реализованы), сохранность зерна оставляет желать лучшего, а второе место на мировом рынке экспорта Россия занимает скорее благодаря количеству вывозимого зерна, но не его качеству».

Может быть, зерновой рынок попросту не интересен маститому макроэкономисту из ВШЭ? Однако, на инновационном направлении, в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Алексашенко также не проявил свое управленческое дарование. Чего, кстати, ожидало руководство страны, меняя менеджмент ОАК в 2011-м. Компании предстоит выполнить гособоронзаказ, плюс обеспечить потребности гражданской авиации.

В последнем случае самым нашумевшим примером стала разработка самолета Sushoi Superjet 100. До сих пор, несмотря на то, что российские авиаперевозчики готовы закупать отечественную технику, ОАК не может поставлять ее в необходимых количествах. Однако, и для военных компания ничего толком сделать не может: министр обороны Сердюков был вынужден признать что выполнить гособоронзаказ на 2011 год его ведомство не в состоянии. Из-за того, что с ОАК не удалось заключить контракт. Как пишет «Труд», речь шла о весомой сделке на 3 млрд. долл – «на поставку 24-х корабельных истребителей МиГ-29К и 65-ти учебно-тренировочных самолетов Як-130».

Однако, и об этих острейших проблемах вверенного ему государственного бизнеса оппозиционный блогер Алексашенко ничего не написал. Даже официальных заявлений не было. Похоже, критиковать чужие достижения или провалы гораздо проще, чем самому что-то изменить к лучшему в доверенном тебе деле.

Полная версия