Легкие прибыли, откаты и коррупция создают в России весьма специфическую бизнес-среду, жалуются представители зарубежных компаний, пришедших на наш рынок. Это очень удобная формула - оправдывать собственные промахи исключительно «российскими национальными особенностями».
Ведь далеко не все иностранцы теряют свою репутацию в России. Но даже у «потерявшихся», оказывается, есть более глубинные причины для «законодательного флирта», чем простое объяснение, мол, здесь все так поступают.
К примеру, в первые годы работы в России шведская мебельная империя ИКЕА публично демонстрировала, что работает без взяток и вообще противостоит вымогательству. И, несмотря на столь жесткую позицию, ее бизнес и без откатов развивался достаточно успешно. По крайней мере, в прессе тех лет невозможно найти свидетельств, что шведы продвигали у нас свою продукцию при помощи подкупа. Увы, все течет, все изменятеся, но об этом чуть позже.
А вот концерн «Даймлер» изначально выбрал другую стратегию – стратегию выплаты коррупционных откатов государственным покупателям автомобилей. Подобные «премии» российским чиновникам, конечно,помогли увеличить продажи. Правда, скоро такой бизнес закончился международным скандалом и солидными штрафами. Но само преступное поведение сотрудников «Даймлер» нельзя объяснить исключительно российской спецификой – ведь даймлеровцы точно также коррумпировали чиновников и в других странах. Значит история потери репутации «Даймлер» в России свидетельствует не столько о качестве российской бизнес-среды, сколько о неразборчивости управленцев в самой компании.
Ну а теперь — для «баланса» - о «грехопадении» сотрудников ИКЕА.
В конце декабря прошлого года главное управление экономической безопасности (ГУЭБ) МВД России сообщило, что иностранцы-работники ИКЕА - вымогали у российского предпринимателя 6,5 млн рублей за право аренды торговых площадей. Топ-менеджер российского филиала компании IKEA и два его подельника подозреваются в покушении на мошенничество в особо крупном размере и коммерческий подкуп, - сообщило тогда РИА Новости.
По данным МВД, руководитель группы аренды ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)» 35-летний подданный Королевства Швеции, «пользуясь своими должностными полномочиями, затягивал заключение договоров с директором коммерческой организацией о предоставлении в аренду двух помещений в торгово-развлекательном центре «МЕГА Теплый стан», расположенном в Ленинском районе Московской области». «Один из его подельников, 43-летний гражданин Турции, предложил коммерсанту заплатить 360 тысяч долларов США за помощь в решении вопроса с арендой. Потерпевший, осознавая незаконность предъявленного требования, обратился с заявлением в полицию», - сообщило тогда агентство РИА Новости. «Дальнейшие переговоры предпринимателя и посредника, проходили под наблюдением оперативных сотрудников ГУЭБ. В ходе оперативного эксперимента гражданин Турции был задержан с поличным при получении требуемой суммы в рублевом эквиваленте в размере 6,5 млн рублей», - отмечал представитель ГУЭБ.
Между прочим, вышеупомянутый случай – отнюдь не единичный. В том же центре «МЕГА Теплый стан» разгорается новый спор из-за аренды площадей. Теперь от произвольных действий руководителей ИКЕА может пострадать старейший арендатор торговых площадей в этом центре – компания «Техносила», которая уже подала иск против произвольных действий ИКЕА.
Почему же сотрудники компании, которая еще недавно так дорожила своей честью в России, теперь стали попадаться на вымогательстве и других сомнительных операциях?
Одно из объяснений подобных метаморфоз можно найти в отзывах бывших и нынешних сотрудников ИКЕА, которые описывают в Интернете моральный климат и кадровые принципы компании. Мы проанализировали положительные и отрицательные стороны компании IKEA с точки зрения самих ее служащих.
К плюсам шведской компании относят формальное соблюдение ТК, своевременную выплату зарплат и обеспечение питанием персонала. Но «минусы» выглядят, тоже внушительно: «хамство», «равнодушие», «непрофессионализм». Основными условиями карьерного роста называются не эффективность и честность, а персональная преданность вышестоящему руководителю. Удивительно, но не все сотрудники IKEA замечают утверждение приоритетов честности и неподкупности, о которых так любит распространяться топ-менеджмент.
Кто же поверит в приоритет честных и прозрачных правил ведения бизнеса, если они игнорируются внутри компании? Если сотрудник ИКЕА берет взятку за аренду, он, в этом случае, вероятно, понимает, что его начальники не поинтересуются реальными условиями сделки. Почему бы тогда и не попытаться сорвать куш, если локальные менеджеры среднего звена ИКЕА смотрят на детали сквозь пальцы? Если бы в компании действовали стандарты контроля и открытости сделок, то даже попытка вымогательства стала бы просто невозможной.