Генеральный директор «Аэрофлота» получил признание мировой авиационной отрасли
Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев получил признание профессионального мирового авиационного сообщества: его статью о проблемах модернизации российской коммерческой авиации опубликовал авторитетный мировой журнал Aviation Week. Российские эксперты согласны с предложениями Савельева.
«Прошлый год выдался тяжелым для российской гражданской авиации. Многочисленные авиакатастрофы вызвали серьезные нарекания к культуре транспортной безопасности в России. После прошлогодних трагедий многие задают себе один и тот же вопрос: что делается для того, чтобы гарантировать максимально возможный уровень безопасности во время авиаперелетов в России?» - пишет Виталий Савельев в своей статье. По мнению главы «Аэрофлота», для обеспечения безопасности необходимо обновить авиапарк, наладить подготовку высококвалифицированных кадров и провести консолидацию отрасли.
«Наш опыт говорит: любые попытки модернизировать российскую авиацию должны начинаться с самолетов, построенных еще в советские годы, так как с точки зрения безопасности именно в этом кроется корень проблемы», -- пишет Савельев. В пример он приводит масштабную программу ускоренного обновления авиапарка «Аэрофлотом», в результате которой компания может похвастать одним из новейших парков во всей Европе. Причем, закупаются не только зарубежные воздушные суда, отмечает Савельев, -- Airbus, ожидаемый в 2013 году Boeing 787 Dreamliner, а возможно, и Airbus 380, -- но и российские самолеты следующего поколения, как например, модели семейства Sukhoi SuperJet-100. В течение ближайших 10-15 лет «Аэрофлот» намерен увеличить размер авиапарка до более 500 самолетов, пишет Савельев.
«Модернизация авиапарка, равно как и техническое перевооружение системы управления воздушным движением, ряда аэропортовых систем, то есть, всего того, что составляет инфраструктуру и активы гражданской авиации – это, безусловно, важный шаг в обеспечении безопасности полетов», -- говорит Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт». Потому что каждое следующее поколение ВС, системы аэронавигации и т.д., вбирает в себя весь предыдущий опыт обеспечения безопасности полетов и системно обеспечивает повышение уровня безопасности, поясняет он. «Статистика однозначно свидетельствует: несмотря на то, что авиапроисшествия могут происходить с любыми поколениями воздушных судов, однако системно следующие поколения все более и более безопасны», -- говорит эксперт.
Необходимо решение проблемы технического обслуживания и поддержания летной годности самолетов советского периода, соглашается Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. «Никто не говорит, что они небезопасны. Но в связи с тем, что сегодня все перестраиваются на западную технику, проблема технического обслуживания советских самолетов встает в полный рост», -- поясняет эксперт.
«Трагические события прошлого года также обнажили более широкую проблему – наличие множества мелких местных авиалиний, которые используют устаревшие самолеты советских времен. Для того чтобы гарантировать максимально возможный уровень безопасности авиации, необходимо объединить эти мелкие авиакомпании и снабдить их наилучшим оборудованием», -- продолжает Савельев. Так, в этом году «Аэрофлот» сделал большой шаг на пути к этой цели, присоединив пять российских региональных авиакомпаний. «Еще совсем недавно у нас в стране было 300 таких маленьких фирм, -- пишет глава «Аэрофлота». -- Сейчас их около 130, и процесс объединения еще продолжается».
Несомненно, процесс глобализации идет во всем мире, этого не избежать, согласен Гусаров. «Единственное, я за то, чтобы эти процессы шли естественным путем, на основе экономической целесообразности», -- добавляет он.
«Если мы говорим, что консолидация дает единые подходы к обеспечению безопасности полетов – то есть, единые стандарты, строгий контроль и т.д. – то, безусловно, консолидация нужна, -- говорит Пантелеев. -- С другой стороны, мне кажется, вопросам безопасности должны первостепенное внимание уделять и авиационные власти, и менеджмент авиакомпаний любого размера. Поэтому просто размер авиакомпаний для обеспечения высоких стандартов безопасности не имеет значения».
«Люди, которые управляют самолетами и обслуживают их, не менее важны, чем сами самолеты», -- пишет Савельев. Он напоминает, что недавно открылась Авиационная школа «Аэрофлота» для обучения специалистов в нескольких десятках авиационных профессий. «Мы гордимся тем, что помогаем готовить следующее поколение пилотов, которые будут работать не только в нашей компании, но и других российских авиалиниях», -- пишет глава «Аэрофлота».
«То, что начал делать «Аэрофлот» - это движение в правильном направлении», -- говорит Гусаров. Как показывают расследования авиакатастроф, в большинстве случаев, это ошибки экипажей, поясняет он. Между тем, система подготовки пилотов устарела и не соответствует современным требованиям: «Учат пять лет, человек получает диплом, а летать не умеет». Наверное, надо создавать авиакомпаниям собственные школы, а государство должно разработать систему аттестации, размышляет эксперт.
«Подготовка персонала – это даже более важный тезис, чем обновление парка, -- уверен Пантелеев. -- Я бы только дополнил, что все эти процессы взаимосвязаны. То есть, невозможно просто купив новые ВС, не поменяв процесс подготовки персонала, повысить безопасность полетов».
Тезисы Савельева подтверждаются и на примере собственной авиакомпании. Так, отмечает он, в «Аэрофлот» по итогам аудита операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA – IATA Operational Safety Audit) первым в России вошел реестр операторов IOSA и регулярно подтверждает свой сертификат. В 2009 году он также прошел аудит эксплуатационной безопасности наземного обслуживания ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations).
При этом более половины иностранцев, приезжающих в Россию, по данным ВЦИОМ, выбирают «Аэрофлот» вместо своих национальных авиаперевозчиков. По результатам недавно проведенного опроса об оправдавшихся ожиданиях клиентов, проведенного компанией Bain & Company, «Аэрофлот» получил самые высокие рейтинги среди всех европейских авиакомпаний. В 2010 году впервые отечественный перевозчик оказался на верхних строчках престижного рейтинга, составляемого одним из самых влиятельных изданий в мировой авиаиндустрии журналом Airline Business. В рейтинге Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), составляемого на основе широкомаштабного анкетирования пассажиров, «Аэрофлоту» удалось обойти даже таких признанных мировых лидеров, как немецкую Lufthansa Group, закрепившись на лидерских позициях. Удалось авиакомпании попасть и в число мировых лидеров в сегменте туризма и путешествий в престижном мировом рейтинге The Boston Consulting Group (BCG).
И эти удивительные метаморфозы происходят с компанией, которая с советских времен служила объектом насмешек – причем, Виталий Савельев возглавил ее немногим более года назад. Сегодня сам факт публикации статьи главы «Аэрофлота» в таком авторитетном международном издании, как Aviation Week, не говоря уж об итогах деятельности авиакомпании, подтверждает факт признания международным профессиональным сообществом в авиационной отрасли.
«Руководитель любого ранга, если он талантлив, он за год способен полностью вникнуть, «пропитаться» той отраслью, которой он занимается, -- считает Гусаров. -- Что, собственно, с Савельевым и произошло. Он показал, что его знания, его квалификация соответствуют его должности. И сейчас – он профи, это уже его профессия».