Москва
3 января ‘25
Пятница

Рубикон прошел по фонтану

В минувший понедельник в Москве прошли две уличные акции. Одна закончилась мирно, вторая – скандалами и потасовками.

Участниками первой акции стали те, кто решил поддержать победу премьер-министра Владимира Путина, выдвинутого кандидатом в президенты партией «Единая Россия». Около 15 тысяч сторонников премьера собрались вечером на Манежной площади, как и за сутки до этого (тогда число участников акции МВД оценило в 110 тысяч).

Этим же вечером, 5 марта, по инициативе «Лиги избирателей» оппозиция собралась на Пушкинской площади. Пришли порядка 14 тысяч человек. Митинг отшумел, но несколько сотен протестантов решили его продолжить, несмотря на то, что накануне московская прокуратура предупредила лидеров оппозиции о недопустимости противоправных действий. Увещевания прокуроров на них не подействовали, в результате ОМОН задержал у чаши фонтана на Пушкинской площади, а потом отпустил порядка 250 участников несанкционированного действа.

Политические оппоненты несистемной оппозиции говорят о недопустимости эскалации протеста, эксперты же заявляют, что оппозиция перешла свой Рубикон.

«Митинги и улицы неотъемлемая часть политической жизни всего мира, - считает вице-спикер Госдумы, лидер фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев. - Важно, чтобы митинговая активность несла в себе зерно созидания, а не бессмысленного протеста и провокаций. Устроители митинга на Пушкинской заранее анонсировали, что будут обеспечивать эскалацию своего протеста. Мы считаем, что это не самое умное решение. Все-таки можно действовать посредством диалога. Оппозиция – это всего лишь другое мнение, это не враги нам».

«То, что произошло вчера на Пушкинской, качественно меняет характер протестного движения, - уверен генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Митинг завершился провокациями. Козьма Прутков, например, говорил: «Если у тебя есть фонтан, заткни его». Но в отношении Удальцова (одного из лидеров несистемной оппозиции – ред.) эта логика не сработала. Хотя за день до этого в эфире «1 канала» он обещал, что провокаций у фонтана на Пушкинской не будет».

Теперь же у лидеров несистемной оппозиции нет «морального права для организации больших групп людей», считает Орлов. «Организаторы потеряли моральное право выражать протест, - подчеркнул он. - Это определенный Рубикон, после которого нормальные, адекватные люди, сторонники либеральных ценностей, не будут эти акции посещать».

Политолог добавил, что «ни правовых, ни моральных оснований оспаривать победу Владимира Путина у них не было». «Наблюдатели, «Голос» и другие не обнародовали никаких сообщений о нарушениях, - уточнил Орлов. - Факт победы в первом туре не оспаривает никто. Эта причина и привела к тому, что на смену массовому протесту пришли провокации».

Полная версия