Патриарх Кирилл: «Не допустить великих потрясений»
Слова Святейшего, произносимые в проповедях и публичных выступлениях, опубликованы в газете «Не дай Бог!»
Под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение, поясняет Патриарх Кирилл. «Бесноватый может быть человеком респектабельным, образованным, воспитанным. Но если его ум захвачен силой бесовской, то все, что он делает и говорит, каким бы привлекательным оно ни было, несет погибель, -- говорит он. -- И мы знаем, что иногда десятки миллионов людей оказывались в плену таких мыслей, которые, в конце концов, приводили их к гибели. Ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми, перемолачивались человеческие судьбы, и кровь лилась рекой, но никому в разгар борьбы за навязанные идеи и в голову не приходило спросить: а не бесноватые ли их навязали?»
Поэтому Святейший предлагает задуматься тем, кто сегодня готов ради идеи, пусть даже она кажется ему светлой и правильной, подчиниться деструктивным силам, задуматься, не являются ли «харизматики» всего лишь бесноватыми. «Не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море?», – вопрошает Святейший. Во многих странах, и у нас, и в Европе уже бывало, что только через много лет, постепенно народ начинает понимать, что попал под воздействие бесовщины, напоминает он.
Слова Патриарха точно характеризуют то, что происходит сегодня на площадях, прежде всего, Москвы. При этом Святейший не отказывает протестующим в праве выражать недовольство. «Но при этом должна быть определенная мудрость, -- добавляет он. -- Вот если бы демонстрации, предшествующие революции 1917 года, закончились выражением мирных протестов, и за ними не последовала кровавая революция и братоубийственная война, то сегодня Россия имела бы больше 300 млн населения и была бы по уровню экономического развития либо такой, как Соединенные Штаты, либо даже выше».
Впрочем, Россия имеет уже и куда более близкий по времени пример – к счастью, не столько кровавый. «Помните замечательные призывы наших демократов в конце советской эпохи: нужно разрушить номенклатуру! нужно отказаться от всех тех людей, которые ездят на черных «Волгах»! «Шторки снять!» — ведь под этот лозунг тысячи выходили. Что произошло? Взяли власть, из черных «Волг» пересели на черные «Мерседесы», поставили мигалки и разделили ресурсы страны», -- напоминает Патриарх Кирилл. Радикальная смена власти – это всегда смена элит, говорит он, а человека соблазнить легко. Задача же народа не в том, чтобы протесты приводили к смене власти, а в том, чтобы власть корректировала политический курс.
Увы, как мы знаем, нынешней оппозиции милее «великие потрясения», нежели великая Россия. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья», -- эти строки, пожалуй, так и не выветрились из российской оппозиционной деятельности. И здесь особенно важно, что Патриарх Кирилл напоминает о том, чего действительно жаждет народ.
«Для России, пожалуй, самое важное — это чувство справедливости, -- говорит Святейший. -- Когда-то, обращаясь к международному сообществу, я сказал, что у каждой великой страны есть некий лозунг, с которым она могла бы обратиться, а иногда и обращается, к миру. Например, лозунг Америки — демократия, и мы знаем, что во имя этой демократии происходит во всем мире. А какой мог быть лозунг России? Только один — мир и справедливость. Потому что для нашего человека справедливость — это невероятно важное измерение качества человеческой жизни».
Нельзя не признать правоты этих слов. Как и того, что в повседневной жизни народ часто сталкивается с отсутствием справедливости. Причем, не со стороны вышестоящих, а со стороны таких же простых людей, волею судеб получивших хоть маленькую, да власть. «У нас что, с президентом народ общается, с министрами? У нас общаются с милиционерами, с управляющими компаниями ЖКХ — это те же самые ЖЭКи и ДЭЗы, да? К счастью, свободная экономика более или менее решила, кажется, проблему продавщиц. Но ведь нас, простых людей, опять кошмарит этот уровень власти — но и не только этот», -- говорит Патриарх.
«Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь,-- сетует Святейший. -- Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшие через страшные испытания XX века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов, совершенные ими в канун 1917 года, не повторять ошибки тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа, не повторять и другие ошибки! Что еще нужно сделать и как громко следует сказать, чтобы остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь людей, а вместе с ними — Божию правду?»