Москва
20 ноября ‘24
Среда

Латвийский Parex Banka обратил пристальное внимание на Россию

Отток капитала из России за рубеж усиливается. Как сообщил недавно замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач - только за первый зимний месяц из страны «утекло» порядка 17 млрд долларов. В выводе денег участвуют по-прежнему латвийские банки, в их число входит и Parex Banka.

Этот банк с неоднозначной на мировом финансовом рынке репутацией, теперь претендует и на российские активы, сообщает сегодня издание АиФ.

В числе лидеров по обслуживанию оффшорных потоков капитала российских резидентов, по слухам, до сих пор числится крупнейший банк Латвии - Parex Banka, сообщает издание АиФ. Дело в том, что именно финансовые учреждения Латвии до сих пор предоставляли наиболее лояльные условия обслуживания тем клиентам, чьи компании расположены в оффшорных и низконалоговых юрисдикциях, а значительную часть таких клиентов составляли как раз компании из России.

Российский эксперт Дмитрий Ермолаев считает, что отмывание денег из России и стран СНГ возможно благодаря коррупционной системе контроля над банками в Латвии. «Только при такой коррупционной системе может существовать латвийская банковская отрасль, основной теневой доход менеджеров которой - отмывание денег из России и стран СНГ», - заявил эксперт ИА REGNUM.

Например, крупнейшее латвийское финансовое учреждение Parex Banka находится в «черных списках» во многих странах мира, в том числе и в России. Так, в 1997 году ЦБ отозвал лицензию у российской «дочки» латвийского банка Парэкс-банка за «осуществление операций, не предусмотренных лицензией», в частности, по привлечению вкладов.

В 2003 году регистрационная палата вынесла решение о закрытии представительства группы Parex в Екатеринбурге, так как ФСБ выяснила, что представительство занималось нелегальной банковской деятельностью и вывозом капитала. А с 2003 года Генпрокуратурой России расследовалось дело о хищениях со счета ЦБ Туркмении $41 млн, большая часть которых была переведена в Parex Banka и ряд российских банков.

В 2005 году американское представительство Deutsche Bank закрыло корреспондентский счет Parex Banka в США из-за того, что Минфин страны подозревал латвийский банк в участии в схемах по отмыванию денег.

С началом кризиса было принято решение о национализации Parex Bank правительством Латвии: за 51% акций банка государство заплатило символические 3,56 евро. Как пишут латвийские и российские СМИ, после того, как кризис поставил государство перед жестокой финансовой реальностью, власть стала спешно спасаться от бюджетного «балласта» и спасать самое ценное для себя. У Латвии не «хватило» денег на педагогов, медиков, полицейских, молодых матерей и пенсионеров, зато на спасение Parex banka, где хранила свои накопления большая часть элиты, были потрачены огромные суммы – объемы поддержки одного этого банка достигали почти пятой части бюджета Латвии – 2009.

Тогда же министр финансов страны заявил, что сбережения вкладчиков находятся теперь в полной безопасности, и каждый желающий в любой момент может забрать свои деньги. Однако, по словам директора департамента инвестиций в зарубежную недвижимость компании IntermarkSavills Игоря Индриксонса, национализация Parex привела к тому, что «многие российские и казахские инвесторы до сих пор не могут вернуть свои вложенные в него деньги».

В 2010 году банк был реструктурирован – появился «Parex Banka» и новый банк «Citadele», в который перешло большинство активов. В Parex Banka остались только проблемные активы.

Решением проблем с долгами в этом банке занялся бывший ведущий сотрудник латвийской контрразведки - экс-глава разведки Бюро по защите Сатверсме (SAB- Бюро по защите Конституции) Айгар Борс – человек с явно неоднозначной репутацией. Как сообщают латвийские СМИ, в Parex banka он занял место заместителя начальника Дирекции безопасности. На неоднозначность его репутации указывают несколько фактов. Например, в конце 2010 года он был замешан в деле об «отмывке» 140 млн. латов лиепайского миллионера Артиса Хартманиса. До этого Борсом интересовалось БПБК (Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией), подозревавшее его в возможном снабжении латвийскими паспортами людей, связанных с российскими преступными группировками. Эти паспорта оформлялись как документы для прикрытия агентов Бюро по защите Конституции, а на самом деле, скорее всего, продавались за деньги — от 35 до 70 тыс. латов за каждый.

Как пишет портал Pietiek, по неофициальной информации, полученной от источников издания, Борс занимается взысканием «плохих» кредитов с должников из России и стран СНГ. По всей видимости, это поле деятельности связано с его прошлой работой – в Бюро по защите Конституции Борс занимался вопросами, связанными с Россией.

После национализации банка Parex, многие эксперты считают, что политика банка изменится – он станет привлекать больше клиентов из стран России и СНГ.

«Латвийские финансовые учреждения, конечно, рады были бы поучаствовать даже в не совсем легальных схемах, поскольку экономика страны сейчас находится в тяжелом положении», - отмечает аналитик «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. К тому же, по его словам, теперь финансовую систему, в основном, контролируют шведские банки, которые также активно выводят капитал из Латвии.

Эти обстоятельства, возможно, привели к тому, что Parex обратил самое пристальное внимание на активы российской компании «Севернефть», которая имеет у банка задолженность по кредиту на сумму $ 111, 3 млн. По слухам, банк вот уже с декабря прошлого года пытается эту задолженность взыскать, но на самом деле Parex нацелен на главный актив «Севернефти» - национальное богатство России - лицензию на Западно-Ярояхинский участок в ЯНАО (подтвержденные запасы — 50 млрд куб. м газа, годовая добыча — 1,1 млрд куб. м газа и 220 000 т конденсата). Якобы, эта лицензия выступала в качестве обеспечения по кредиту.

Правда, по словам источников, по закону лицензия на месторождение ООО «НК «Севернефть» не может использоваться в качестве залога по кредиту.

По- видимому, латвийский банк может рассчитывать лишь на средства погашения кредита, но никак ни на национальное богатство России. Впрочем, попытка такой агрессивной наступательной попытки в отношении российской компании, неслучайна. Скорее всего, поведение банка связано с появлением в его структуре влиятельной фигуры. Вполне вероятно, что роль сыграл и господин Борс, имеющий в России свои связи.

Полная версия