Эксперты: условия для пилотов у "Аэрофлота" лучшие на рынке
На днях лидеры Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) заявили, что у них нет претензий к руководству крупнейшего российского авиаперевозчика – компании «Аэрофлот».
Строннему наблюдателю ситуация может показаться несколько странной: несколько недель назад профсоюз заявил о готовности организовать протестные акции в день рождения авиакомпании, но потом вдруг неожданно «сдал назад». Однако аналитики рынка считают такое положение вещей вполне закономерным: на сегодняшний день в России ощущается серьезная нехватка высококвалифицированных пилотов, каждый из которых в авиакомпаниях буквально на вес золота. Посему – подобные «выступления» профсоюзов - не что иное, как желание лишний раз напомнить о себе.
«Есть такой приказ Минтранса №139, регламентирующий режим труда и отдыха летного состава. Этот приказ гораздо жестче, чем внутренние правила «Аэрофлота». И когда руководство авакомпании стало приводить свои правила в соответствие со 139 приказом, я лично инициировал обращение в СПК, чтобы убедиться, не допускает ли авиакомпания нарушения законодательсва. Но в итоге оказалось, что все более чем в рамках закона», - пояснил свою позицию в недавнем интервью газете «Московский комсомолец» замглавы ШПЛС Валерий Пимошенко.
На самом деле условия труда для пилотов в «Аэрофлоте» сегодня зачастую даже лучше, чем в крупнейших западных авиакомпаниях. С одной стороны, российские пилоты имеют сравнимый с зарубежными коллегами уровень дохода, с другой – у российских летчиков намного выше социальные гарантии. Например, российским летчикам полагается ежегодный отпуск – 70 дней, в то время как западным – только 28. Существуют ограничения и на количество летных часов – не более 900 в год. Да и то, до недавнего времени отечественный пилот мог летать не более 800 часов в год. «На самом деле – это самый низкий налет в мире. Понятно, что все эти наши ограничения были связаны со старыми условиями эксплуатации, когда были самолеты АН23, и нужна была недюжая физическая сила, чтобы штурвал тянуть на себя, нервы, визуальный заход на посадку без каких-то приборов, это, конечно, ужасно истощало людей. И поэтому и были такие условия труда. А сегодня пилот – это оператор компьютера, как говорят сами пилоты, поднял самолет и бамбук куришь. При этом условия труда – те же», - констатирует главный редактор портала «авиа.ру» Роман Гусаров.
Интересно заметить, что с этим согласны и даже «революционно» настроенные профсоюзы, которые не скрывают, что пилотам «Аэрофлота» сегодня завидуют летчики и российских, и зарубежных компаний. «Наша компания – сильная и стабильная. В отличие от многих российских коллег, мы не знаем, что такое задержки по зарплате. Или, что тоже очень важно, мы летаем на новых иномарках. Я иду на смену и знаю, что самоелт будет новенький, как с иголочки. Все в нем идеально, все исправно», - отмечает Валерий Пимошенко.
Закономерно возникает вопрос: а с чем же тогда был связан недавний «демарш» профсоюзных лидеров. Аналитики рынка полагают, что это, не что иное, как попытка лишний раз напомнить о себе. «Профсоюз пытается защитить завоевания пилотов нашей гражданской авиации. Да, мы дефицитные, мы дорогие, мы хотим хорошо зарабатывать, много отдыхать, мы не хотим допускать иностранцев в наши кабины. Зачем нам это конкуренция лишняя? Это борьба понятна и естественна – каждый свое теплое место будет защищать, как только это возможно», - резюмирует Роман Гусаров. Вместе с тем, по словам эксперта, профсоюзная активность едва ли имеет под собой сколько-нибудь серьезную почву.