Не исключено, что один из лидеров так называемой несистемной оппозиции, блогер Алексей Навальный может получить должность независимого директора в компании «Аэрофлот».
На днях Национальная резервная корпорация (НРК) сформировала свой список кандидатов в совет директоров авиаперевозчика. Среди них — председатель совета директоров авиакомпании Red Wings (контролируемой владельцем НРК Александром Лебедевым) Александр Канищев и Алексей Навальный, сообщает газета «Ведомости».
«В случае избрания я буду независимым директором. Я уже имею представление о том, чем буду заниматься: сконцентрируюсь на процедурах корпоративного управления, антикоррупционной деятельности. Это «Аэрофлоту» сейчас необходимо», - уже успел прокомментировать свое возможное назначение Алексей Навальный, для которого, как оказалось, новость о возможных перестановках в Совете директоров крупнейшего российского авиаперевозчика не была сюрпризом.
Интересно заметить, что акционеры из компании НРК решили представить свои кандидатуры в Совет директоров авиакомпании сразу после того, как вокруг «Аэрофлота» разгорелось несколько скандалов. Во-первых, иск некой малоизвестной американской компании в Калифорнии, руководство которой обвинило руководство местного представительства «Аэрофлота» в вымогательстве. И это при том, что за несколько месяцев до этого «бизнесмены» сами обвинялись в мошенничестве. Во-вторых, последнее время все громче звучат обвинения «Аэрофлота» в ущемлении прав, работающих в компании гомосексуалистов. И, наконец, подозрения в том, что именно «Аэрофлот» предпринял попытку обанкротить одного из крупнейших туроператоров — компанию «Ланта-тур вояж». Делалось это, якобы, ради того, чтобы «расчистить» место для «своих» операторских компаний, в том числе, «Санрайз-тур». Действительно, к деятельности этой компании имеет отношение один из топ-менеджеров «Аэрофлота» - Андрей Калмыков. Речь идет о скандале, разгоревшемся несколько лет назад, когда на электронных торгах, проводимых «Аэрофлотом» по блокам мест на рейсах на популярные туристические направления, победили только две туристические компании — уже упомянутый «Санрайз-тур» и «Пегас туристик», интересы которого «Аэрофлот» по странному стечению обстоятельств, якобы, тоже лоббировал.
Но журнал «Компания», расследовав деятельностью Андрея Калмыкова, выяснил, что речь идет отнюдь не об одном отдельно взятом эпизоде. На поверку оказывается, что вот уже несколько лет подряд — с апреля 2010 года, когда Калмыков был назначен на должность заместителя генерального директора по коммерции в авиакомпании - «Аэрофлот» терпит огромные убытки на туристических направлениях. «При Андрее Калмыкове «Аэрофлот» начал резкое и активное продвижение в туристической нише — увеличивал количество рейсов на традиционных направлениях, развивал чартерные перевозки. Более того, с подачи Калмыкова авиакомпания стала хаотично приобретать новые лайнеры, ориентируясь именно на чартерный рынок», - отмечает «Компания». Причем, делалось все это с единственной целью — создать максимально выгодные условия работы для компании «Санрайз-тур», которая некогда находилась в собственности Андрея Калмыкова, и которую он ныне переписал на своих родственников.
Лоббизм интересов отдельно взятого туроператора со стороны Андрея Калмыкова столь очевиден, что сегодня об этом в открытую говорят все участники туристического рынка. Например, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина в интервью журналу «Компания» прямо указывает на то, что с «появлением в «Аэрофлоте» господина Калмыкова компания перестала выставлять на открытые торги реально интересные туроператорам направления». Отныне самые востребованные на туристическом рынке направления реализуются «Аэрофлотом» вне конкурса. Так, по информации журнала, например, на летний сезон 2010 года «Санрайз-тур» получил блоки мест на маршруте Москва-Анталия на внеконкурсной основе. Заметим, что Турция уже многие годы считается самым популярным и востребованным среди россиян направлением для отдыха. Аналогичная ситуация сложилась и в марте прошлого года, когда «Аэрофлот» вновь подписал с «Санрайз-тур» договор, по которому турфирме отошла почти 41 тысяча мест на турецком направлении по $220 за кресло. В то время как, другие туроператоры предлагали авиаперевозчику выкупить билеты по цене $320 и выше. В настоящий момент, как отмечают в «Компании», в «Аэрофлоте» проходит внутренняя проверки взаимоотношений авиакомпании и туроператора. Однако, похоже, что ее результаты уже предопределены.