Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Аналитик: Путин умело воспользовался фактором цен на нефть

Высокие цены на нефть – результат целенаправленных действий стран, входящих в мировой «нефтяной клуб». К их числу относится и Россия.

Такую версию выдвигает известный портал Terra America. Россия – весомый игрок на нефтяном рынке, соглашаются эксперты. Но благодарить за это нужно не мифический сговор, а реальные успехи во внешней политике. Которые, в свою очередь, были бы невозможны без помощи Владимира Путина, истинного автора «российского энергетического супероружия», напоминают эксперты.

«Цены на нефть подчиняются не только тенденциям экономического развития, но подвергаются разностороннему политическому влиянию. Умение его оказывать в 2001-2008 годах значило, быть может, больше, чем обладание ядерным потенциалом. В рамках неоконсервативного курса развития российские власти справлялись с этой задачей, они не только пользовались сложившимися условиями, но участвовали в создании выгодной конъюнктуры, поддерживали ее», - считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташёв.

«Жестко определив свою позицию в отношении нефтедобывающих компаний, Кремль, начиная с 2004 года, стал реализовывать свою новую энергетическую политику, направленную на превращение России в энергетическую сверхдержаву», - говорится в статье под названием «Кто управляет Большой нефтью?». Рассказывая о том, как Россия прошла путь от краха СССР под влиянием резкого снижения нефтяных цен, до новой сверхдержавы, входящей в «нефтяной клуб» стран, которые могут влиять на нефтяные цены не только действиями, но даже угрозой действий, автор статьи вспоминает теорию американского политолога-консерватора Петера Швейцера. В 1994 году тот выпустил книгу «Победа» в которой утверждал, что резкое снижение цен на нефть в 1985-86 гг было результатом целенаправленных действий США, договорившихся с Саудовской Аравией о том, что королевство увеличит поставку углеводородов на мировой рынок. В 1985 году саудиты увеличили ежедневное производство нефти с 2 млн баррелей до почти 6 млн, а к осени – до 9 млн, приводится пример. Было заявлено, что королевство больше не хочет компенсировать снижение цен в результате роста добычи в странах не-членах ОПЕК сокращением своего производства. Это стало катастрофой для СССР. Советские валютные резервы были быстро исчерпаны, начали распродавать золото. Если в первом квартале 1984 года профицит советского бюджета от торговли с Западом составлял 700 миллионов долларов, то в первом квартале 1985-го дефицит составил 1,4 миллиарда долларов.

Кто знает, насколько верна эта теория, и чем закончилась бы горбачевская перестройка, если бы Саудовская Аравия не увеличила поставки нефти. Однако, как выяснилось в интервью Петера Швейцера Terra America, автор этой конспирологической теории считает, что она жива и сейчас. Только сегодня круг действующих лиц расширился, и они образовали своеобразный «нефтяной клуб», члены которого могут регулировать рост и падение нефтяных цен. В этот клуб входит и современная Россия, считает Швейцер. «Путин и другие российские руководители видят в энергетическом секторе не только быстрый способ привлечения богатства, но и стратегически важную индустрию, которая предоставляет рычаги влияния. Для этого не обязательно надо закрывать доступ к ресурсам или манипулировать ценами, зачастую даже видимость того, что игрок может это сделать, дает ему преимущественную позицию на переговорах», -- говорит он в своем интервью. При этом, по его мнению, с 2004 года Россия с США проводят согласованную политику по поддержанию высоких нефтяных цен.

Здесь нужно заметить, что Швейцер – политолог, относящийся к консервативному крылу республиканской партии, в пророссийских симпатиях не замеченный. И сама книга была написана для иллюстрации мудрости президента Рональда Рейгана, провернувшего столь удачную сделку с Эль-Риядом. Так что его утверждения относительно использования Владимиром Путиным нефтяной отрасли России как рычага влияния – дорого стоят. Это никоим образом не комплимент: скорее, констатация неопровержимого факта. Хотя сквозь зубы. От страны – обломка империи, рухнувшей из-за манипулирования США нефтяными ценами, до страны, зачастую совместно с США манипулирующей ценами в собственных интересах – такой представляется Швейцеру современная Россия.

Отечественные эксперты не склонны демонизировать российскую политику. Однако и они соглашаются с тем, что к словам и действиям России в области энергоресурсов прислушиваются, а Путин смог весьма удачно конвертировать сложившуюся в его годы конъюнктуру в создание мощного рычага давления на мировой рынок, который с его легкой руки стали именовать не иначе, как «энергетическим супероружием».

Так, Михаил Делягин, председатель президиума института проблем Глобализации вспоминает, как поразила его в 2004 году уверенность российских руководителей, ратовавших за расширение экспорта нефти. «Хотя мы давали около 10% мирового экспорта, они не боялись снижения цен: они именно знали, что понижательное давление на мировой рынок будет с лихвой компенсировано его другими участниками. Сегодня есть понимание: это знание основывалось на консультациях с американцами», - делает вывод эксперт.

«Россия в последние годы вполне удачно пользуется политической конъюнктурой. Безусловно, влиять на процессы, поддерживающие высокие цены на нефть, Россия не может в одиночку – здесь ей нужна помощь, например, тех же США. Во всяком случае, поведение США часто играет России на руку», - говорит Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры. По его мнению, такое случается и по объективным, и по субъективным факторам. Так, проблема с Ираном – результат провальной политики США в Ираке: убрав Саддама Хусейна, они усилили влияние аятолла на Ближний Восток. «Судя по всему, подобные проблемы Вашингтон ждут в Курдистане», -- отмечает политолог.

«Конечно, невозможно утверждать, что здесь есть согласованность политики, -- продолжает Абзалов. -- Но стоит вспомнить, что США потребляют не иранскую нефть, а нефть из Саудовской Аравии и из Латинской Америки. Поэтому, что происходит в Ливии, например, США не очень интересно. Более того – в краткосрочной перспективе сокращение поступления нефти из Ливии и Ирана – это удар по Европе, которая является потребителем этой нефти. С другой стороны, определенную выгоду от ситуации имеют и сами развивающиеся страны, поставляющие нефть. Например, ситуация с Ливией выгодна для Катара – это по территории этой страны проходит трубопровод их конкурентов. А Сирия является ключевым союзником Ирана, и через нее пытаются добраться до Ирана как такового. Так что здесь очень серьезные политические движения».

При этом Вашингтон в этом регионе думает не столько о сырьевой безопасности, сколько о нейтрализации своего конкурента Китая, который является основным потребителем газа и нефти Ирана, считает политолог: ведь чем дороже Китаю обходятся энергоносители, тем дороже его товары – и, следовательно, меньше дефицит торгового баланса США с этой страной. И эти интересы весьма серьезны.

«Россия также пользуется моментом, чтобы усилить свои сырьевые позиции, отмечает Абзалов. «Нужно отметить, что при этом между США и Россией нет концептуальной дружбы – есть конкретные тактические решения», -- отмечает он. Например, усиление Китая для России тоже невыгодно – здесь в ее интересы совпадают с американскими. «А в Сирии у России совпали интересы с Китаем, -- отмечает аналитик. -- Китай не хочет сдавать своего партнера – Иран, а Россия не хочет сдавать свои позиции в регионе – те же военные контракты в Сирии».

«Интересы России и США совпадают, т.к. им выгодно продлить поступление больших денег в бюджет от нефтяных компании», -- считает Виталий Бушуев, директор Института энергетической стратегии. Однако обеим странам выгодны высокие цены на нефть – но не запредельно высокие. «То же введение эмбарго против Ирана вряд ли будет в интересах США и России, - считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Владимир Нестеров. -- Россия заинтересована в стабильно высокой цене на нефть, а не в ценовом шоке, который последует за введением эмбарго», - замечает эксперт.

Полная версия