Премьер готовит прорыв в науке и высоких технологиях
Время «оффшорной аристократии» прошло, пришло время развития высокотехнологического бизнеса, опирающегося на научный потенциал России. Такой вывод делают эксперты из статьи премьера Владимира Путина «О наших экономических задачах», опубликованной в газете «Ведомости».
При этом Путин действует последовательно – «явно не хочет создавать впечатления экономической революции», - отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Однако жребий уже брошен – сознательно или нет. Простая констатация будущим президентом того самоочевидного факта, что устойчивость страны во многом определяется привязанностью к ней владеющих капиталом людей, может быть воспринята сложившейся за последнее десятилетие «офшорной аристократией» лишь как объявление войны. Итог этой войны зависит от того, сможет ли Путин после своего избрания завершить начавшееся, как видно из статьи, переосмысление считавшихся либеральными подходов к решению экономических проблем и обеспечить реализацию конструктивной части своей программы», - считает экономист.
«Владимир Путин впервые всерьез затронул такую ключевую тему, как нахождение Россией своего места в глобальном разделении труда. Он совершенно справедливо отмечает главную проблему, которая до сих пор самым пагубным образом сказывается на российском экономическом развитии», -- отмечает Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ ту часть статьи Владимира Путина, где говорится о том, что «после развала Советского блока Россия должна была вписываться в глобальное разделение труда, где основные центры силы и пропорции сложились без нее - больше того, сложились в противостоянии с СССР». В этих условиях построить экономику, которая стала органичной частью мировой, удалось в основном за счет природных ресурсов, отмечается в статье Владимира Путина.
«Очень точный и правдивый диагноз, который убедительно показывает, что, к сожалению, наша нынешняя сырьевая специализация была вызвана не столько чьей-то злой волей, сколько объективными историческими последствиями распада Советского Союза и емкого совместного рынка социалистических стран», - считает Жарихин. И совершенно справедливо, продолжает он, что премьер предлагает рассмотреть возможности прорыва России в отдельных высокотехнологических областях, таких, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ, нанотехнологии. «Тем более что Россия сохраняет лидерство в атомной промышленности и космосе, где, кстати, находит применение продукция большинства перечисленных производств», -- отмечает эксперт.
А так как прорыв невозможен без реформирования науки и образования, то важным являются и предложенные в статье меры в этих областях. «Российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу «Образование». Все, кто непосредственно занят в современной российской высшей школе, прекрасно понимают, что такое предложение означает кардинальное перераспределение соотношения между преподавательской и исследовательской деятельностью университетов, -- отмечает Жарихин. - Премьер, похоже, достаточно высоко оценил эффективность работы государственных научных фондов и предлагает в несколько раз увеличить их финансирование, причем считает, что размеры грантов должны быть сопоставимы с тем, что предоставляют своим ученым на Западе»-, добавляет он.
Демонстрируя понимание того, что надежное развитие в глобальном кризисе можно обеспечить только технологическим рывком и патриотизмом, Владимир Путин в итоге назвал своими именами многие вещи, что позволяет надеяться на дальнейшие конкретные его шаги на посту президента, отмечает Михаил Делягин. Например, Путин прямо указывает, что без помощи государства крупные инфраструктурные проекты бизнесу не осилить, отмечает он. «Очень многое в статье – и реанимация (впервые после 2004 года!) идеи «промышленной политики», и подтверждение необходимости широкого спектра отраслевых приоритетов, и указание на недопустимость не протекционизма как такового, но лишь «чрезмерного» протекционизма – является революционным отступлением от стандартных для российского руководства либеральных догм, изрядно затрудняющих развитие нашей страны уже более 20 лет», -- считает эксперт.
Делягин особенно отмечает содержащиеся в статье указания на «отход от либеральной ориентации на всемерную поддержку богатых»: идея «налога на роскошь», признание нечестности приватизации 90-х, необходимость реинтеграции постсоветского пространства с участием России.
«Принципиально важно, что позитивные ценности либерализма Путиным сохранены», -- отмечает Делягин. Так, в статье содержится признание системного характера коррупции, указывается необходимость преодоления обвинительного уклона правоохранительных органов и судов и недопущения перерастания хозяйственных споров в уголовные дела.
«Живой и гибкой реакцией на массовые протесты граждан России против тотальной коррупции» считает эксперт предложение обязательного публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием, равно как и всех крупных государственных заказов.
При этом в предложениях видна «конструктивная преемственность», по характеристике Делягина. Так, говоря о необходимости приватизации в дальнейшем госкорпораций и компаний с госучастием, Владимир Путин специально оговаривается, что процесс этот должен идти обдуманно, без распродажи активов по дешевке. И с этим согласны в самих госкорпорациях.
Приватизация "Аэрофлота", безусловно, необходимый и правильный шаг, но нужно подойти к этому вопросу вдумчиво и взвешенно, выбрать правильный момент для продажи доли государства, соглашается гендиректор компании Виталий Савельев.
«Прямое присутствие государства нужно снижать. Вопрос в том, что это не должно быть сделано механически, в данном случае Владимир Владимирович так и не предлагает делать. Поэтому мы в целом эту политику абсолютно поддерживаем. В частности, ситуация с ВТБ, который сегодня уже на рынке присутствует и торгует на рынке. К сожалению, конъюнктура сейчас не очень благоприятная, и если мы сейчас выйдем с продажей дополнительного пакета, то это было бы неправильно. Поэтому имеет смысл правильно оценить конъюнктуру и выбрать момент для выхода такой, чтобы он дал максимальный экономический эффект», -- говорит первый зампред председателя правления банка ВТБ Василий Титов.
Впрочем, и об этом так же говорится в статье премьер-министра: полностью избавляться от государственных активов было бы другой, ненужной крайностью. Особенно это актуально для госкорпораций, имеющих оборонные, атомные или космические компоненты. Например, по словам главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, продавать саму госкорпорацию бессмысленно. «Продавать будем холдинги, которые входят с состав корпорации. Гражданские, естественно, будем продавать все. Если рынок поднимется, будет выгодно продать - естественно, продадим. Я надеюсь, что где-то к 2014-2015 годам продажи состоятся», -- заявил он на днях.