Младенцы различают смех и плач
Мозг младенца - вовсе не чистый лист. Детский мозг способен воспринимать множество звуков, выражающих разные человеческие эмоции.
Группа ученых под руководством доктора Анны Блази (Anna Blasi) из Королевского колледжа Лондона изучала, как реагирует мозг младенцев на звуки, выражающие разные эмоции. Оказалось, что у детей активировались те же самые зоны мозга, что и у взрослых. Причем, младенцы могли отличить негативные эмоции от позитивных.
В эксперименте принимал участие 21 малыш от трех до семи месяцев. Спящим детям давали послушать звуки эмоционально нейтральные, позитивные или негативные. Например, плач, рыдания, крик, смех, кашель, чихание и различные звуки природы. При помощи магнитно-резонансной томографии ученые определили, какие области мозга при этом активируются.
На снимках они увидели, что звуки, выражающие негативные эмоции, плач и рыдания, активировали орбитофронтальную кору и островковую долю головного мозга. А остальные звуки вызывали активность височной доли головного мозга. Височную долю занимает слуховая зона коры, которая воспринимает и анализирует звуки.
«Наши результаты говорят о том, что височная доля головного мозга у младенцев гораздо более развита, чем считалось до сих пор. Это один из редких примеров того, что специализированная область головного мозга, выполняющая определенные функции, начинает работать очень рано, с самого рождения ребенка», -- говорит один из авторов исследования доктор Меркьюри. «Это происходит из-за того, что человеческий голос играет слишком важную роль для развития ребенка. Возможно, что нам удалось зафиксировать первый этап развития речи и навыков общения», -- говорит Блази.
Недавно ученые выяснили, что младенцы способны воспринимать информацию человеческой речи. Например, новорожденные предпочитают голос своей матери, причем она должна говорить на своем родном языке. Американские ученые доказали, что шестимесячные младенцы распознают интонацию звуков и характер лая собак. А в другом эксперименте ученых пятимесячные дети смогли даже отличить твердое тело от жидкости, визуально различив их физические свойства.
Статью Анны Блази и ее коллег о реакции младенцев на разные звуки можно прочитать в последнем номере журнала Current Biology.