Фрагмент пейзажа перенесли в аквариум
Известный японский фотохудожник, дизайнер и основоположник стиля "Природный аквариум" Такаси Амано создал на публике настоящее произведение искусства - он перенес под воду кусочек естественной экосистемы.
Создание подводных пейзажей -- акваскейпинг, безусловно, особый вид искусства. Но чтобы такая композиция в аквариуме оставалась живой и развивалась, нужны научные знания. По словам российского аквариумного дизайнера и участника международных конкурсов по акваскейпу, Павла Каширина, природный аквариум это, прежде всего, самостоятельный биотоп. Это значит, что в нем должны находиться и взаимодействовать все компоненты водной экосистемы: вода, грунт, растения, рыбы, микроорганизмы, воздух, свет, углекислый газ.
Биотоп под водой
«Биотоп нужно правильно запустить и поддерживать. Тогда это будет природный аквариум. Очень важен грунт. Такаси Амано применяет особую, уникальную систему грунтов: декоративный белый песок, вулканический пористый материал с биогумусом (первый слой) и мелкие частицы обожженной глины (второй, верхний слой). Такая система грунтов – это его изобретение», -- рассказывает Павел Каширин. Пористый вулканический материал способствует току воды под грунтом, исключает зоны застоя и, соответственно, развитие анаэробных бактерий, которые выделяют токсичный для рыб и других обитателей аквариума аммоний. Частицы обожжённой глины – прекрасный плодородный слой. Но для того чтобы растения эффективно фотосинтезировали, им необходимо много света и подкормка углекислым газом. Для этого можно использовать мощные яркие металлогалогенные лампы и системы многоразовых баллонов с углекислым газом высокого давления.
«В свои композиции Амано включил около 50 видов водных растений. Это анубиас, несколько видов криптокорин, роталы, мериофиллум, папоротник – болбитис, гигрофилы. Основу композиции составили ветвистые роскошные коряги, которые Амано обматывал яванским мхом для придания им природного «дремучего» вида. Для Амано были приготовлены достаточно большие растения, высотой 30-40 см, чтобы сразу создать законченную композицию, а не дожидаться, когда растения подрастут», -- говорит Павел Каширин,
Камни занимают в аквариуме особое место. У Амано впервые возникла идея перенести под воду в аквариум японский сад камней. Этот стиль называется «ивагуми». Он использует и другой стиль -- «ряубоку», в котором основу составляют коряги. Чтобы их древесина не гнила, нужно использовать коряги определенных видов. Подходят корни мангровых деревьев, китайской вишни и другие лиственные породы. Главное, чтобы это были не хвойные, поскольку в их древесине много смолы и танинов.
А вот рыбки в природном аквариуме играют второстепенную роль. «Но все равно они должны присутствовать. Их роль -- замыкать биологическую систему, ведь рыбы – это важная часть пищевой цепи. Они могут быть и частью пейзажа в аквариуме – напоминать птиц, летящих над горами. Но их размеры должны не превышать двух сантиметров, чтобы не нарушать композиционное равновесие. Хорошо подходят представители семейства харациновых, собирающиеся в стайки. Например, неоны. Они обитают в бассейне Амазонки и имеют ярко-синюю окраску для привлечения сородичей в мутных водах великой реки», -- объясняет Павел Каширин.
Жизнь аквариума
Жизнь такого природного аквариума могут осложнять лишь перенаселение аквариума рыбками и одноклеточные водоросли. При избыточном свете или передозировке удобрений эти водоросли развиваются быстрее растений. Но если «запустить» аквариум правильно, соблюдая все советы Амано: менять одну треть воды один раз в неделю, поместить в аквариум пресноводных креветок Амано (Caridina japonica) – санитаров, которые выполняют почти всю работу по очистке аквариума от органических отходов, то успех в создании яркой, самобытной, живой подводной картины обеспечен.
Такой природный аквариум – вполне самостоятельный организм, полная аналогия естественной экосистемы. Как говорит Амано, мастером по акваскейпингу можно считать того автора, которому удалось заставить людей поверить в то, что перед ними естественный пейзаж или дно лесного тихого озера, поражающие своим сходством с природными видами и глубокой перспективой.