Москва
3 января ‘25
Пятница

Японской радиации в дальневосточных морях нет

После аварии 11 марта 2011 года на АЭС «Фукусима-1» российские ученые измерили содержание радионуклидов в воде и воздухе на побережье Дальнего Востока. Все показатели оказались в пределах нормы.

Фукусима-1После разрушительного землетрясения 11 марта и последовавшего за ним цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла серия аварий и взрывов, вызванных выходом из строя системы охлаждения.
Участники экспедиции Русского географического общества по оценке радиационной обстановки на Дальнем Востоке после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» сообщили первые результаты исследований на пресс-конференции в РИА «Новости». Основной вывод ученых -- содержание радионуклидов в воде, атмосфере и промысловой рыбе находится в пределах нормы

Измерение радионуклидов

Научно-исследовательское судно «Павел Гордиенко» вышло из порта Владивостока 22 апреля. Его маршрут пролегал через Японское море, между островами Хонсю и Хоккайдо по Сангарскому проливу, затем вдоль Курильской гряды к Камчатке и обратно по такому же пути. Экспедиция продлилась 28 суток. «Мы измеряли содержание цезия-137 и цезия-134 в воде и атмосфере. В атмосфере измерения проводили непрерывно, а в воде на десяти станциях. Мощность дозы не отличалась от фоновых значений. Можно сказать, что в отношении гамма-излучения ситуация на всем побережье благополучная. В среднем в атмосфере содержание радионуклидов не превышало 0,07 микрозивертов час. Это даже ниже, чем над сушей. И это в тысячу раз ниже действующих нормативов», -- говорит научный руководитель экспедиции, заместитель заведующего лабораторией НПО «Тайфун» Росгидромета Александр Никитин.

Что касается морской воды, то в ней тоже никакого превышения предельно допустимых концентраций ученые не нашли. «Наибольшую концентрацию мы обнаружили в точке №3 в Тихом океане, это ближайшая к «Фукусиме-1 точка, примерно на рассторянии 400 километров от нее. Там содержание цезия-137 в морской воде составило 20-30 беккерелей на метр кубический. А вдоль Курильской гряды концентрации не превышали 2-4 беккерелей на метр кубический», -- приводит данные измерений Александр Никитин.

Поскольку в атмосфере и воде радионуклидов оказалось немного, в биоте, которая впитывает и накапливает эти вещества, ученые также не обнаружили превышение их концентрации.

«Мы отбирали пробы промысловой рыбы - минтая, палтуса, окуня-терпуга, бычка и морской капусты на побережье Камчатки. Никаких следов «Фукусимы-1» мы не обнаружили», -- сообщил заведующий лабораторией внутреннего облучения Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева Геннадий Брук.

По словам Александра Никитина, в том, что концентрации радионуклидов оказались такими низкими, нет ничего удивительно. Все дело в том, что основной поток воздушных масс в районе «Фукусимы-1» движется на восток, а значит, не поступает через японские острова к побережью Дальнего Востока. В основном все воздушные выпадения происходят в Тихом океане к востоку от островов. Но там находится теплое течение Куросио, которое переносит теплую воду из тропиков в сторону Северной Америки. К счастью, именно поэтому -- благодаря течению Куросио и характеру переноса воздушных масс, радионуклиды «Фукусимы-1» не попадают в российские акватории в районе Дальнего Востока.

Чтобы окончательно обработать все пробы воды и биоты, ученым потребуется еще три месяца. Впрочем, по словам Александра Никитина, на основной вывод эти результаты никак не повлияют.

В сентябре 2011 года Русское географическое общество планирует отправиться в новую экспедицию по такому же маршруту на судне «Профессор Хлюстин». Важно посмотреть, как будет меняться ситуация со временем, ведь радионуклиды могут накапливаться в среде. Поэтому через несколько месяцев их концентрации, например, в донных осадках, а значит и донных животных, могут увеличиться. За этой ситуацией важно наблюдать. Ведь тогда миграция радионуклидов может произойти по пищевой цепочке и, в конце концов, добраться до человека. А радионуклиды в основном попадают в организм человека с пищей.

Полная версия