Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Ледники помогают расти горам

Ледники не всегда разрушают горы. Геологам удалось найти горный массив, в котором лед скрепляет породы, не давая им разрушаться.

Почему вершины гор неровные

Изрезанность и неровность горных вершин большинство ученых связывают с действием ледников. Всегда считалось, что лед, наступая и отступая, разрушает поверхность, вызывает эрозию горных пород и срезает вершины. Похоже, доктору Стюарту Томсону (Stuart N. Thomson) из Университета Аризоны и его коллегам из Йельского университета, Чилийского университета и Университета Иллинойса удалось опровергнуть общепринятую точку зрения. Ученые изучали особенности пород в районе горного массива Терра Дель Фуего на самом юге Анд и пришли к выводу, что в этом месте ледники вмерзают в горные породы, скрепляя их и не давая развиться эрозии. В таких условиях ледники служат каркасом, своеобразной броней, не дающей горным вершинам разрушиться. «Исследование Томсона показывает, что ледники не всегда разрушают горные породы. При определенных климатических условиях они, наоборот, сдерживают эрозию. Это означает, что климатические условия, благоприятные или неблагоприятные для эрозии, влияют на форму и динамику горных массивов», -- пишет доктор Браун в статье, комментирующей исследование Томсона.

На юге Анд горы не разрушаются

Всегда считалось, объясняет Томсон, что высота и мощность горных массивов зависит от того, насколько явно выражена в данном регионе эрозия. То есть если скорость разрушения горных пород как-то меняется – например, в результате похолодания или потепления, то это сразу же сказывается и на высоте, и на очертаниях горных вершин. Например, существует зона абляции (или таяния), расположенная ниже границы питания ледника. Именно там ледник сильнее всего разрушает подстилающие его породы. Сейчас ученые считают, что такая закономерность действует по всему земному шару.

«Как показали наши исследования, эта закономерность в районе самой южной оконечности Анд не работает. Это область действительно покрыта ледниками. Парадокс состоит в том, что высота гор увеличивается по направлению к югу, но одновременно с высотой и увеличивается зона, где эрозия должна была бы происходить максимальными темпами», -- говорит Томсон.

Чтобы выяснить, в чем же причина парадокса, Томсон с коллегами решили изучить современные эрозионные процессы в этом районе Анд. Они собрали порядка 150 образцов и датировали при помощи изотопного анализа, чтобы узнать, когда и с какой скоростью породы освобождались от груза ледника и как сильно они подвергались эрозии. Авторы обнаружили, что образцы с самой южной оконечности Анд (там, где горы самые высокие) -- самые старые. Это значит, делает вывод Томсон, что эти породы просто медленнее разрушались в течение последних пяти миллионов лет (именно тогда Анды покрыл ледник).

Но почему же тогда оледенение на юге Анд приостанавливало эрозию, а на севере, наоборот, разрушение горных пород происходило быстрыми темпами? Томсон нашел ответ и на этот вопрос. «Результаты наших исследований показывают, что в условиях холодного климата, а такие условия как раз и существуют в Андах, ледник не сползает с горных пород, а вмерзает в них. Так он защищает горы, подобно прочному каркасу, а вовсе не разрушает их, как всегда считалось», -- подводит итог своей работы Томпсон.

Статья доктора Томсона и его коллег "Glaciation as a destructive and constructive control on mountain building" опубликована в последнем номере журнала Nature.

Полная версия