Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Новые подмосковные болота пожарам не помеха

Жители Подмосковья верят, а ученые знают: как только сойдет снег, торфяники снова загорятся. Корреспонденты Infox.ru собственными глазами увидели, во что вылились меры по обводнению торфяников.

Пожары, которые опустошили летом 2010 года европейскую часть России, уничтожили 1 млн 300 тысяч гектаров леса. Только в Московской области сгорело 20 тысяч гектаров. Пылали леса и торфяники. А в середине лета Москву и Московскую область накрыл густой смог, из-за чего резко возросла смертность. С огнем удалось справиться, но совершенно очевидно, что при благоприятных погодных условиях леса и торфяники загорятся снова.

Проблему с торфяниками должен был решить проект по их обводнению. Координатором проекта выступило правительство Московской области. Осенью 2010 года были обводнены 6 тысяч гектаров в Луховицком, Шатурском, Егорьевском, Орехово-Зуевском, Павлово-Посадском, Коломенском и Клинском муниципальных районах Московской области и городском округе Электрогорск. За это время успели расчистить 10 км каналов, построили новые каналы длиной 36 км, пожарные водоемы, дороги и т.д.

О том, смогут ли все эти меры предотвратить пожары на торфяниках летом 2011 года, корреспонденту Infox.ru рассказали эксперты – директор Института водных проблем РАН, член-корр. РАН Виктор Данилов-Данильян, доктор сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник Почвенного института им. В.В. Докучаева Иван Лыткин, главный редактор журнал «Торф и бизнес», начальник Республиканского промышленного объединения по добыче торфа (Росторф) в 1976-1992 годах Петр Гурко, генеральный директор ОАО «Гипроторф» доктор экономики Владимир Дудко.

Будущие пожары

Специалисты считают, что пожары на торфяниках начнутся снова, как только растает снег. А меры, которые предприняты для предотвращения пожаров, по большому счету, бессмысленны.

«Все время путают два типа мер. Меры, которые нужно предпринимать, когда торфяники и леса на торфяниках уже горят, и меры превентивные, которые нужны, чтобы то, что происходило в 2010 году, не повторилось в будущем, даже если будут подобные климатические аномалии. А у меня, например, нет сомнений, что они будут. Поэтому превентивные меры абсолютно необходимы. Но превентивно не было сделано практически ничего», -- считает Виктор Данилов-Данильян.

«Те работы, которые выполнялись в Московской области, они выполнялись по разработанным проектам. Кто их разрабатывал и насколько они соответствуют тем условиям, которые должны быть? Специалистов по торфу не привлекали. Но деньги использованы. Выполнены какие-то работы. Сейчас март. Через 2-3 месяца начнется пожарная обстановка на территории лесов и торфяников всех областей, где погодные условия будут это позволять», -- говорит Петр Гурко.

Ошибки проекта

То строительство, которое проводилось в Московской области, проблему с пожарами не решит. По словам Гурко, сейчас главная задача – удержать воду в каналах. Но это можно сделать только при помощи системы регулирования. Если такой системы нет, то построенные дамбы снесет паводок и вода уйдет. И вообще, как считают ученые, никаких новых каналов в Московской области строить не нужно, достаточно восстановить систему старых.

«В Орехово-Зуевском районе промышленные разработки торфа начались еще в 60-е годы XIX века. Этот торф использовался в качестве топлива для мануфактур Саввы Морозова. В 30-е годы XX века начались уже массовые разработки торфа. Тогда была построена система каналов. Но мелиорация всегда сопровождалась осушением и орошением. Существовали насосные станции, которые откачивали или закачивали воду. Вода находилась в магистральных каналах, например, в Дубовицком. В годы с избыточным увлажнением вода откачивалась из торфяников, а в годы с недостатком влаги закачивалась. Таким способом регулировалось увлажнение торфяников, и возгораний просто не происходило. После 1990 года, когда произошел развал торфяной промышленности, все эти системы каналов пришли в негодность. Как раз в это время в Орехово-Зуевском районе начались сильнейшие пожары, например, в 2001 и 2003 году», -- говорит Иван Лыткин.

По мнению специалистов, прежде чем проводить обводнение, нужно провести классификацию торфяников, чтобы понять, какие торфяники можно обводнять, а какие нельзя. «Нельзя затоплять там, где на торфянике стоит поселок. Естественно, что торф под поселком обводнять не надо», -- говорит Виктор Данилов-Данильян. Лыткин также считает, что затопление нужно проводить дифференцированно. «Есть выработанные торфяники, где затопление даст положительный результат. Но на некоторых разработках торф выработан до ложа. А дальше залегает песок. Там провальная фильтрация больше 5-7 метров в сутки. Сколько бы туда ни лили, вода все равно уйдет», -- говорит ученый.

Одно из решений проблемы

Впрочем, как считает Владимир Дудко, просто так обводнять плодородные земли и превращать их в болото – нерационально. Ведь торф – это ценный ресурс, причем возобновляемый.

«Затраты на тушение пожаров и обводнение торфяников неоправданно большие. Гораздо выгоднее пусть и дорогостоящая, но стратегически перспективная поддержка торфяной отрасли. Сегодня исследования и документы, разработанные Минэнерго и научными институтами, называют несколько условий развития этой отрасли – это создание единых вертикально-интегрированных компаний, куда входили бы торфодобывающие и энергетические составляющие, выпускающие электроэнергию и тепло (пар, горячую воду), всегда имеющие спрос в «холодной» России, прежде всего в регионах», -- говорит Владимир Дудко.

Сельское хозяйство на торфяных почвах

Почвы низинных торфяников -- одни из самых плодородных. «Например, в Великобритании, США, Германии, Нидерландах 70-90% мелиорированных торфяников используются и там получают самые высокие урожаи из всех почв, которые находятся в сельхозобороте. Это характеризует уровень развития сельского хозяйства. Важно то, что ни на одном из торфяных массивов, которые вовлечены в сельскохозяйственный оборот, нет пожаров, так как на этих массивах существует осушительно-оросительная система. Когда не хватает воды, ее закачивают из водоемов, когда ее избыток – сбрасывают. Пример – Яхромская пойма, там успешно выращивают овощи», -- говорит Иван Лыткин.

Важно то, что решение проблемы существует, и обводнять торфяники, действительно, нужно. Но проводить это обводнение нужно грамотно, чтобы, с одной стороны, предотвратить пожары, а с другой -- не уничтожить ценнейший ресурс и не навредить людям, которые живут на этих землях.

Полная версия