Высокие мысли в праздничных цветах
Чтобы сохранить ощущение праздника, корреспонденты Infox.ru отправились постигать философский смысл Нового года. Путь привел в школу составления икебаны, где как раз занимались составлением зимних букетов.
Восток-Запад
Японское искусство икебаны -- это богатейшая традиция, философия, множество разных школ, направлений и стилей. Это действительно настоящее искусство, где автор может выразить свои мысли и чувства, вложить в композицию особый смысл. Если на западе флористы стремятся выделить определенные оттенки цветов и все внимание стараются сконцентрировать на красоте букета, то мастер икебаны следует иным принципам. Он прежде всего композицией создает пространство и стремится к достижению гармонии между линейной формой, ритмом, цветом.
В отличие от европейской аранжировки цветов в японском искусстве икебаны большое значение имеют не только цветы, но и стебли, листья, ветки и, конечно, сама ваза. Об искусстве икебаны, его истории, традициях и философии корреспонденту Infox.ru рассказали мастер икебаны японской школы «Согэцу» Наталья Фатеева и ее ученица Елена Мартишина.
Буддийские храмы и икебана
Слово «икебана» состоит из двух иероглифов и дословно переводится как («икэ» — жизнь, «бана» — цветы) «жизнь цветов». Есть и более свободный перевод -- «живые цветы» или «брошенные цветы в вазу». Точных сведений о времени возникновения этого искусства нет. Некоторые источники считают, что появление искусства икебаны связано с проникновением в Японию буддизма еще в 538 году. «В тот период икебана носила ритуальный характер, композиции из цветов ставились в буддийских храмах в виде подношения Будде, -- рассказывает Наталья Фатеева. -- Цветы устремлялись вверх, в небо как символ веры. Например, в городе Камакуре, одном из древнейших городов Японии -- он находится на острове Хонсю, есть огромная бронзовая статуя Великого Будды высотой больше 11 метров. С двух сторон от огромного Будды стоят две вазы с композициями из лотосов – цветов Будды, выполненные в бронзе. Другие считали, что еще до появления буддизма японцы, приглашая богов, обращались к природе, а цветочные композиции являлись светской практикой. В общем-то, сейчас уже не так важно, когда появилось искусство икебаны. Важно другое: уже тогда было видно глубокое единение человека с природой через растения».
Ренессанс японского искусства
«Первые формы икебаны, которые мы можем видеть и понимать сейчас, появились в период Муромати (в конце XIV – начале XVI века). В общем-то, это было время глубокой утонченности. Оно явилось переходным этапом для всех видов искусств, -- добавляет Наталья Фатеева, – именно тогда было установлено все то, что мы считаем канонами красоты и традиционным японским искусством, -- архитектура, чайная церемония, театр Но, поэзия (стихи рэнга), садовый дизайн. В архитектуре, например, появились многоэтажные храмы,такие как Кинкакудзи (золотой павильон) и Гинкакудзи (серебряный павильон), возникло искусство сухих ландшафтных садов, где песок, камни и кустарники использовались в качестве символов гор и воды. В икебане мастера создали стиль, основанный на прямостоячих ветках в центре вазы, который назывался татэбана».
Искусство правящего класса
«Первым создателем стиля татэбана считается очень влиятельный монах Икэнобо Сэнкэй, который служил в храме Роккакудо в Киото. Композиция создавалась по определенной схеме, где каждая ветка и цветок имели название и символизировали идеальный мир или гармоничную вселенную.Часто растения символизировали крошечные горы, озера, камни, холмы, ручейки, дымку в горах, деревни. В настоящее время композиция в этом стиле называется Рикка школы Икэнобо. В это время икебаной в стиле татебана стали заниматься правящие в то время класс самураев и аристократы. Впрочем, несмотря на то что для них этот вид искусства был только экстравагантным средством выражения власти, они все-таки пополнили сокровищницу уникальных культурных традиций Японии», -- говорит Наталья Фатеева.
Аскетизм стиля нагэирэ
До периода Эдо икебана была натуралистическим видом искусства. Но начиная с периода Эдо (конец XVII – конец XIX века) она сильно изменилась. В домах появились ниши – токонома, куда ставили предметы искусства и икебану. А рядом с икебаной мог находиться свиток со стихами. Во время чайной церемонии эти предметы часто становились объектом любования и философских размышлений. Именно в этот период икебана была упрощена настолько, что стала доступна людям всех слоев. В этот период и появился простой и аскетичный стиль -- нагэирэ. «В переводе с японского это означает – кидать, бросать внутрь. Нагэирэ стал неотъемлемой частью чайной церемонии. Этот стиль предполагал, что цветы в вазе должны выглядеть как можно натуральнее», -- рассказывает Наталья Фатеева.
Природа в миниатюре или дымка в горах...
В конце XIX века искусство икебаны снова меняется. Тогда японцы начали выращивать европейские цветы, и Охара Унсин (основатель школы Охара) создает стиль морибана -- нагроможденные цветы. Композиция ставилась в плоской вазе, на специальную металлическую наколку – кэндзан. Композиция в стиле этой школы напоминает частичку природы в миниатюре. Создавались некие миниатюрные пейзажи.
Школа Согэцу
В это же время в Европе развивается авангардное искусство. Япония становится более открытой миру. Поэтому авангардное направление в искусстве не могло не повлиять и на искусство икебаны. В 1927 году Софу Тесигахара, известный японский скульптор, художник-авангардист, который работал с такими известными художниками, как Сальвадор Дали, Хуан Миро, создает новую школу икебаны – Согэцу (Со -- трава, Гэцу -- луна). Софу Тесигахара сочетает невозможное – стекло, грубый металл, массивный пластик с хрупкими и нежными живыми растениями. «Каждый из нас, создавая композицию, может заставить цветы говорить. Именно цветы могут выразить мысли, которые невозможно передать словами», -- писал Софу Тесигахара.
Пожалуй, главное в школе Согэцу – свободный дух. Как говорил Софу Тэсигахара: «Икебана может создаваться везде и каждым. Для нее нет наций и государственных границ, она, подобно текущей реке и дыханию ветра, свободно движется по свету».
Редакция Infox.ru надеется, что даже столь краткого экскурса в философию икебаны читателям хватит, чтобы проникнуться правильным настроением и сотворить для своих любимых нечто выдающееся.