Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Перу обледенело вместе с Европой

В попытке решить загадку малого ледникового периода гляциологи забрались в Кордильеры. Но вместо решения задачи перуанский ледник подкинул им пару новых загадок.

[v2] Еще совсем недавно, в XIV-XIX веках, на нашей планете было очень холодно. Например, известно, что в середине XVII века зимой замерзал пролив Босфор, на Москве-реке иногда даже летом стоял лед, а в начале XVIII века теплое Адриатическое море покрывалось тонким слоем льда у берегов. Это время ученые называют малым ледниковым периодом. Он последовал сразу за периодом Атлантического оптимума.

Загадка глобального похолодания

Почему произошло это глобальное похолодание и было ли оно действительно глобальным -- единого мнения на этот счет среди ученых не существует. Многие специалисты считают, что температура на нашей планете понизилась из-за уменьшения солнечной активности. И действительно, самая холодная фаза малого ледникового периода совпала с Маундеровским минимумом. Другие специалисты говорят, что виновато не только Солнце -- все дело в том, что затормозилась скорость теплого течения Гольфстрим.

[v1]Американские ученые под руководством доктора Джозефа Личчарди (Joseph M. Licciardi) из Университета Нью-Гемпшира на страницах журнала Science приводят доказательства того, что самые холодные периоды малой ледниковой эпохи на разных континентах не всегда совпадали. По мнению доктора Личчарди, в Европе и Южной Америке действительно похолодание шло синхронно. А вот в Новой Зеландии морозы ударили на 250 лет раньше.

Зачем ученые совершили восхождение

Ученые проводили свои исследования на юге Перу, в горах Кордильера-Вилькабамба (Cordillera Vilcabamba). Почему именно там? Дело в том, что о европейском климате того времени известно очень многое. И даже есть данные о климате Новой Зеландии. А вот в знаниях о климате Южной Америки зияет огромная дыра. Поэтому доктор Личчарди и захотел выяснить, что происходило с ледниками Кордильера-Вилькабамба во время малого ледникового периода -- как они отступали или, наоборот, наступали. Ведь здесь связь с климатом очевидна. Одновременно с понижением температуры увеличивается количество осадков. В таких условиях ледники разрастаются. И все происходит наоборот, если температура хоть немного повышается.

Если в теории все просто, то на практике выяснить это довольно сложно. Для этого ученым нужно собрать образцы морены -- горных пород, по которым прошелся ледник. За мореной доктору Личчарди и его коллегам пришлось забраться на гору Салькантай, на высоту чуть больше 6 км. Спустив камни вниз, в лабораторию, ученые датировали породы с помощью анализа изотопов Be10. Эта задача сама по себе сложная, поскольку речь идет не о тысячах или миллионах лет -- именно в таком масштабе времени обычно работает этот метод, -- а всего лишь о сотнях.

Как объясняют авторы работы, радиоактивные изотопы бериллия образуются в атмосфере под действием космических лучей. Потом они оседают на частички пыли и уже вместе с дождем или снегом выпадают на поверхность земли.

Ледник добавил гляциологам задач

С помощью этого метода ученые смогли определить, в какое время ледник отступал, а когда наступал. То есть восстановили весь ход изменений температуры малого ледникового периода. «Самый холодный период в Южной Америке тот же, что и в Европе, -- 1750-1860-е годы, -- говорит доктор Личчарди. -- Напомню, что в Новой Зеландии максимум похолодания пришелся на 1400 год. Причем за этим максимумом последовало еще несколько, прежде чем эпоха похолодания закончилась».

Теперь климатологам предстоит еще больше поломать головы. Если до сих пор они пытались понять, почему ледники Европы и Новой Зеландии росли в разное время, то теперь им предстоит увязать в свои теории и полное совпадение по росту европейских и перуанских льдов. И выяснить, почему произошло такое несоответствие, а также какие факторы сыграли в этом главную роль. Ведь, как говорит доктор Личчарди, «чем больше мы узнаем о климате прошлого, тем лучше мы будем понимать то, что происходит сейчас».

Полная версия