Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Из-за глобального потепления белому медведю и нерпе негде жить

Рыжая лисица выживает полярного песца, кольчатая нерпа и белый медведь остались без дома, а северные олени не успевают родить до массового роста растений. Полярники фиксируют следствия глобального потепления, которое сильнее всего отражается на полярных областях Земли.

Последние два десятилетия стали для Арктики особенно драматичными. Площадь летнего таяния льдов увеличивается почти на 50 тыс. кв. кмкаждый год. Если средняя температура по всему земному шару за последние 150 лет повысилась на 0,4 °С, то для Арктики этот показатель втрое выше. Естественно, арктические обитатели не могли не почувствовать такие быстрые и кардинальные изменения.

Большая группа ученых из нескольких американских и европейских университетов под руководством доктора Эрика Поста (Eric Post) из Университета штата Пенсильвания на страницах журнала Science подвела итоги своих исследований реакции арктической биоты на потепление климата.

Самые уязвимые

В самом незавидном положении оказались животные с узкой экологической специализацией, для существования которых нужны определенные условия. Ведь если эти условия меняются, такие виды просто погибают. По словам авторов работы, в основном это животные, жизнь которых тесно связана со льдом и снегом, --атлантический морж (Odobenus rosmarus), белая чайка (Pagophila eburnean), тюлень-хохлач (Cystophora cristata), нарвал, или единорог (Monodon monoceros), а также белый медведь (Ursus maritimus).

Вообще снег в Арктике за последние десять лет стал таять на 20 дней раньше, что повлекло за собой множество проблем. Например, для многих детенышей кольчатой нерпы (Pusa hispida) раннее начало весны оказывается смертельным, рассказывают авторы работы. Дело в том, что на свет они появляются в берлогах, которые их родители строят в снежных сугробах. Новорожденные нерпы находятся там вместе с матерью определенное время, пока не станут самостоятельными. Ранние весенние дожди и таяние снега размывают их снежное убежище, и крошечные детеныши оказываются просто «на улице». На открытом пространстве они совершенно беззащитны -- их съедают хищники или же они погибают от переохлаждения.

Разная судьба оленей

Больше всего повезло шпицбергенским северным оленям (Rangifer tarandus platyrhynchus), на которых ранние оттепели действуют благоприятно. Как отмечают ученые, численность популяции этого вида оленей на острове Шпицберген возросла за последние 30 лет почти втрое. А вот обычному северному оленю (Rangifer tarandus) повезло меньше, отмечают ученые. Дело в том, что период, когда у северного оленя появляются детеныши, по времени должен совпадать с пиком развития растительности. Только в таком случае можно рассчитывать, что потомство действительно выживет и будет сильным и здоровым. Тут-то и происходит нестыковка. Вегетация растений начинается теперь в Арктике раньше, а вот детеныши появляются на свет «по старому календарю», и продуктивность растений к тому времени уже идет на спад. Из-за того что мамам и детенышам не хватает корма, сокращается численность популяции этих животных.

Борьба за территорию

Другой очевидный эффект увеличения среднегодовой температуры, который ученые отмечают не только в Арктике, но и в других областях земного шара, -- смещение границ ареалов. В такой ситуации за ареал обитания начали бороться два вида из семейства псовых -- песец, или полярная лисица (Alopex lagopus), и обыкновенная, или рыжая, лисица (Vulpes vulpes). По словам доктора Поста и его коллег, пока явно побеждает рыжая лисица, ареал которой значительно продвинулся с юга на север и увеличилась численность. Песец не выдержал натиска конкурента и сдал позиции. Ученые отмечают, что численность песца в Арктике сильно сокращается, а ареал обитания сжимается.

Другая интересная деталь, которую отмечают авторы работы, -- в Арктике практически нет инвазивных видов в отличие от Антарктиды, где таких видов множество. Этот факт действительно обнадеживает.

Полная версия