В Москве пройдет V Международный конкурс и фестиваль гитаристов имени Александра Фраучи.
Концерты классической гитары в Москве – редкость. Но уже в пятый раз фонд Александра Фраучи устраивает конкурс и фестиваль гитаристов из разных стран. В этом году он пройдёт с 5 по 11 ноября. Infox поговорил с организатором фестиваля Валентиной Фраучи.
Валентина, расскажите об Александре Фраучи – он был выдающимся музыкантом и масштабной личностью, считается, что именно он сыграл ключевую роль в развитии школы классической гитары в России.
- Гитара всегда была популярна. В Советском Союзе даже был конкурс гитаристов. Но в консерваториях Москвы и Ленинграда не было кафедры классической гитары. В 1980 году Александр Фраучи начал преподавать в Российской академии музыки имени Гнесиных. С тех пор мы можем говорить о новом этапе развития русской школы классической гитары. Многие ученики Фраучи не только становились известными музыкантами, гастролировали по всему миру, но и открывали школы классической гитары в разных городах - в Вильнюсе, Нижнем Новгороде, Саратове, Харькове, Минске, Ростове-на-Дону, Калининграде.
Александр Фраучи был скорее педагогом или музыкантом?
- Он был выдающимся музыкантом. Игре на гитаре его начал учить отец - Камилл Фраучи, прекрасный скрипач. Ради сына он освоил игру на гитаре. Музыкальная карьера Александра Фраучи стала быстро развиваться после победы в 1979 году на Всероссийском конкурсе в Ленинграде, а в 1986 году в Гаване. Тогда к нему пришел настоящий успех, он стал гастролировать по всему миру, участвовал в работе жюри конкурсов, проводил мастер-классы. Уже тогда у Александра Камилловича появилась идея организовать в России конкурс и фестиваль, в рамках которого проходили бы мастер-классы. И Александр Фраучи, и его ученики всегда уделяли большое внимание преподавательской деятельности. Я очень хорошо помню, как будучи лишенным возможности играть на инструменте, находясь в болезни, Александр Камиллович продолжал давать блестящие уроки своим ученикам.
В чем Вы видите своеобразие гитары как инструмента?
- История гитары связана и с бардовской песней, и с жизнью цыган, и с рок-музыкой. Это многогранный инструмент с огромными возможностями. Классическая гитара может звучать, как целый оркестр, несмотря на то, что это камерный, достаточно тихий инструмент.
Существует распространенное мнение о том, что виртуозная быстрая игра на гитаре – это высший пилотаж, вершина мастерства. Но Александр Фраучи наделял классическую гитару совсем другим смыслом.
- Действительно, он считал, что виртуозная игра ради техники - это история не про классическую гитару, а про амбиции исполнителя. Он был убежден - музыка должна быть духовна, это главное. Поэтому в нашем конкурсе главный этап, то, на что в первую очередь обращает внимание жюри – это исполнение произведений И.С. Баха.
Почему в программу конкурса входят произведения Баха, хотя гитарной музыки он писал не много?
- Есть масса переложений произведений Баха для гитары. Его музыка наполнена глубоким смыслом и полифонична. Если исполнитель в силах прочувствовать грани произведений Баха, это говорит о его глубоком понимании музыки в целом. Можно быть виртуозом, великолепно владеть техникой, но не видеть гармонии произведения. Главное для нашего конкурса – не техника. Александр Фраучи всегда говорил, что музыканты, глубоко понимающие и чувствующие музыку, выделяются по исполнению произведений Баха.
В этом году на фестиваль приезжает известный кубинский композитор, дирижер, гитарист Лео Брауэр. Он впервые в Москве?
- Брауэр был в Москве в 70-х. Это музыкант мирового масштаба, и его приезд - большое событие. В программе открытия нашего фестиваля 5 ноября – монографический концерт Лео Брауэра, на котором маэстро выступит в качестве дирижёра оркестра Musica Viva, а сольная партия будет отдана выдающемуся испанскому гитаристу Рикардо Гальену.
В программе нынешнего фестиваля необычное мероприятие – авторский проект Дмитрия Илларионова «Сны в зеркале: Satie-видения». Расскажите про него.
- Этот проект возник несколько лет назад, в нём звучат произведения современных композиторов, реминисценции творчества Эрика Сати. Кроме гитариста Дмитрия Илларионова, в проекте принимают участие известный виолончелист Борис Андрианов, кларнетист Игорь Федоров, пианист Андрей Зеленский, контрабасист Андрей Иванов и другие исполнители на необычных инструментах - детском пианино, тибетском колоколе и печатной машинке. На нашем фестивале концерт впервые пройдёт в Московском планетарии, где видеоинсталляция будет спроецирована на купол в 1000м2. Как обещает автор проекта, «публика будет вовлечена в музыкальное, световое и даже обонятельное путешествие».
Важна образовательная роль конкурса и фестиваля им. Фраучи. Чего конкурсантам ожидать в этом году?
- Александр Фраучи был педагогом-энтузиастом. Он работал по авторской методике, но и ценил чужой педагогический опыт. Обучение не происходит мгновенно, это процесс, в котором необходим опыт разных преподавателей. Поэтому в рамках фестиваля мы проводим мастер-классы: 6 ноября - Лео Брауэра, 8 ноября - Анниелло Дезидерио и Дэниса Азабагича и 10 ноября - Рикардо Гальена. Музыканты с мировым именем будут заниматься на сцене с несколькими студентами, прошедшими конкурсный отбор, а слушателями смогут стать все желающие.
В этом году фестиваль будет проходить в пятый раз. Как менялся репертуар участников конкурса и фестиваля на протяжении этих лет?
- Мы рады, когда звучат сочинения современных композиторов. В предыдущие годы это были премьеры Никиты Кошкина и Валерия Бикташева. А в этом году для проекта «Сны в зеркале: Satie-видения», который пройдёт в Планетарии 8 ноября, современные композиторы создали новые версии своих произведений, которые можно причислить к музыкальному направлению минимализм.
В программе других концертов 5, 9 и 11 ноября представлен широкий репертуар для классической гитары. На сцене фестиваля выступят звезды мирового уровня: почётный член ЮНЕСКО, один из самых значительных гитаристов современности, кубинский композитор и дирижер Лео Брауэр, гитаристы Аниелло Дезидерио из Италии, испанец Рикардо Гальен и Дэнис Азабагич из США.