Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Аутизм предлагают лечить окситоцином - гормоном любви и привязанности

Аутизм, по каким-то непонятным пока причинам, становится все более распространенной болезнью в современном мире. Многие специалисты говорят о настоящей эпидемии.

Аутизм – это расстройство работы нервной системы и головного мозга, при котором серьезно нарушаются коммуникативные способности человека: он не способен строить отношения с окружающим миром и полностью погружается в себя. Проявляется аутизм в детстве. Проблема эта очень сложная. Медикам и ученым до сих пор не совсем понятно, что является причиной этого заболевания, не существует и биологических маркеров для его диагностики.

Современная наука связывает причины аутизма с генетическими факторами (по крайней мере, примерно 20% случаев). Известно также, что в развитие болезни включается не один ген, а сотни. Нарушается их взаимодействие, что сказывается на работе и взаимодействии разных отделов головного мозга. Существует и другая гипотеза, которая объясняет возникновение аутизма с иммунными нарушениями в организме ребенка во время внутриутробного развития.

Что касается методов лечения, то все они в настоящее время основаны по большей части на поведенческой терапии. И конечно врачи обращают внимание и лечат сопутствующие аутизму заболевания (часто это может быть эпилепсия, другие психические и неврологические расстройства, болезни желудочно-кишечного тракта и т.д.). Но вот препараты для лечения самого аутизма пока не созданы.

Такую попытку предприняли ученые из Медицинской школы Стэнфордского университета. Для лечения аутизма они предложили использовать окситоцин – гормон, который часто называют гормоном любви и привязанности, который во многом определяет наше социальное поведение.

О результатах своей работы авторы сообщают в свежем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

В исследовании приняли 32 ребенка с расстройством аутистического спектра. Вначале у детей измеряли уровень окситоцина в крови. А затем участников разделили на две группы – одна группа получала окситоцин в виде назального спрея два раза в день в течение четырех недель. А другая группа - плацебо.

И вот, что оказалось. У детей с изначально невысоким уровнем окситоцина такая терапия вызывала хоть и незначительные, но все же положительные изменения в поведении.

Как признаются сами авторы, пока это лишь предварительное исследование, в котором принимало участие слишком мало детей. Но тем не менее, уже сейчас можно делать какие-то выводы.

«Аутизм – понятие очень широкое. Поэтому важно выявлять критерии, на которые и следует опираться в принятии решения при выборе лечения. Нам удалось показать, что одним из таких критериев может стать уровень окситоцина у ребенка. Но теперь важно понимать, какой уровень считать низким, какой высоким – то есть выяснить, где здесь существует порог. Какая необходима дозировка в зависимости от изначального уровня гормона – другой вопрос. То есть, мы пониманием, что вопросов остается еще много, но мы надеемся на них ответить», - говорит ведущий автор исследования психиатр Карен Паркер (Karen Parker).

Интересно проследить, как менялись представления об аутизме на протяжении времени.

Конечно, это заболевание существовало давно, но впервые о нем заговорили в 1940-х годах. Его одновременно открыли сразу два ученых независимо друг от друга. Один их них - австриец Ганс Аспергер, который описал серию случаев из своей практики. Он нашел у разных больных схожие черты, которые, по его мнению, указывали на определенный вид психопатии. Но Аспергер тогда понимал аутизм иначе, чем современная медицина. Скорее, он рассматривал аутизм, как своеобразное свойство личности, но не как болезнь, указывая на то, что эти люди обладали особыми талантами. Вначале также психиатры не знали, что аутизм проявляется в детском возрасте.

В это же время американский психиатр Лео Каннер также стал изучать похожие случаи. И начал работать с детьми. И точно так же, как Ганс Аспергер он обратил внимание на отсутствие интереса у таких детей к другим людям (например, он указывал на то, что таким детям сложно понять разницу между другими людьми и вещами). И точно так же были и в его практики случаи, когда такие дети отличались способностями, например, феноменальной памятью.

Сейчас врачи говорят не об аутизме, а о расстройствах аутистического спектра. И это свидетельство того, что заболевание может проявляться очень по-разному. Аутизм может быть очень тяжелым, когда ребенок не может говорить, не может обучаться, не может жить самостоятельно. Бывают случаи, когда ребенок умный и талантливый, но его не интересует ничего, кроме его собственных увлечений, например, какого-то творчества – тогда это легкая форма аутизма. И между этими формами – весь спектр других проявлений болезни.

Полная версия