Нейрофизиологи из Иллинойского университета пришли к выводу, что школьники, в рационе питания которых больше лютеина, лучше учатся и вообще отличаются хорошими когнитивными способностями.
Лютеин – это желтый пигмент, который содержится в растениях и яичном желтке. В растениях лютеин собирает энергию солнечного света и передает ее хлорофиллу – то есть участвует в фотосинтезе.
В организме человека лютеин не синтезируется – мы получаем его исключительно с пищей. И тем не менее, этот пигмент имеет важное значение для зрения и, как показывают последние исследования, для работы головного мозга.
Интересно, что лютеин накапливается в основном в желтом пятне в макулярной области сетчатки глаза. И там он выполняет важную функцию (вместе с другими желтыми пигментами): обеспечивает оптическую светофильтрующую защиту зрительных клеток и пигментного эпителия от повреждающего действия синего света. А еще работает как антиоксидант – то есть уничтожает свободные радикалы.
Известно, что уровень желтых пигментов в глазу определяет индивидуальную предрасположенность к глазным заболеваниям, в том числе и возрастным, например, к макулярной дегенерации и катаракте.
Благодаря своим свойствам лютеин поддерживает и работу головного мозга.
«У лютеина много важных функций в организме человека. Например, он действует как антиоксидант, защищая клетки головного мозга от повреждения свободными радикалами. А сетчатку глаза лютеин защищает также от свободных радикалов и от повреждающего действия синей части спектра», - говорит один из авторов нынешнего исследования Мэтт Кучен (Matt Kuchan).
Известно также, что много лютеина находится в головном мозге новорожденных младенцев. Это говорит о том, что этот желтый пигмент играет важную роль не только в поддержании работы головного мозга, но и в его развитии. А вот с возрастом и при снижении когнитивных функций количество лютеина в организме снижается.
«Многие исследования были посвящены тому, как изменение содержания лютеина влияет на умственные способности пожилых людей. А мы впервые решили посмотреть, как лютеин влияет на детский организм», - говорит Кучен.
В исследовании приняли участие 49 детей в возрасте от 8 до 10 лет. Всем детям предложили выполнить определенное задание, а в это время с помощью электроэнцефалограммы выясняли особенности работы их головного мозга. Как оказалось, дети, в организме которых было больше лютеина (и в рационе питания), лучше справились с заданием, и их мозг работал эффективнее. Содержание лютеина авторы оценивали с помощью флуоресцентного метода измерения плотности желтого пятна (для зрения детей это было абсолютно безопасно).
А вот другое исследование показало, что у детей с более высоким уровнем лютеина в организме, лучше успеваемость в школе - прямое следствие хороших когнитивных способностей. Причем, что очень важно, эта закономерность работает, если учитывать такие факторы, как физическое здоровье детей, социальное положение родителей.
Как говорят авторы, «мы сделали первый шаг на пути к тому, чтобы понять, как лютеин влияет на умственные способности детей».
О результатах своих исследований ученые сообщают сразу в двух статьях - в свежем выпуске International Journal of Psychophysiology и журнале Nutritional Neuroscience.