Отделение Юга Йемена стало реальностью
Политическая карта Йемена может измениться в ближайшее время.
Заявление от 11 мая 2017 года, принятое 26 представителями различных регионов Юга Йемена, стало новым вектором развития политических событий для всего Йемена. В этом документе было объявлено о создании «Переходного совета по управлению Югом Йемена», а главными инициаторами этого движения стали губернатор провинции Аден Айдрус Аз-Зубайди и госминистр по делам Адена Хани бен Брейк, недавно смещенные со своих постов президентом Абд Раббо Мансуром Хади. Причинами создания Переходного совета авторы заявления называют неспособность действующего президента обеспечить безопасность в регионе, решить проблемы социально-экономического развития, обеспечить население продовольствием и минимальным медицинским обслуживанием.
То, что Йемен находится на грани экономического хаоса, стало понятно еще в конце 2016 года, когда развалилась единая банковская система, полностью остановилась добыча нефти в южных провинциях, система здравоохранения и образования перестали нормально работать. Последними каплями разочарования стали сообщения о том, что в Йемене начинается эпидемия холеры, когда более 600 человек заболели за последнее время.
Что стоит за Переходным Советом
Действительные причины создания Переходного совета кроются во внутриполитических и внешнеполитических интересах различных сил, которые пытаются получить контроль над этой богатой нефтью и газом страной. Да и само по себе заявление могло бы пройти незамеченным, если бы не три фактора, которые нельзя списать со счета. Во-первых, оно подписано всеми губернаторами южных провинций, за исключением Абъяна, а за ними 2/3 территории Йемена и четверть его населения. Во-вторых, подписание заявления со стороны губернаторов означает их выход из-под подчинения действующему президенту Хади. В результате этого последний остается королем без королевства, поскольку, кроме президентского дворца в Адене, в его подчинении ничего не остается. В третьих, в условиях, когда Королевство Саудовская Аравия (КСА) два года безуспешно пытается установить контроль над Йеменом, сохранив его целостность, некоторые другие государства полуострова пытаются разыграть собственную карту, получив контроль над Югом. К числу таковых относят, прежде всего, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), где проживает сын экс-президента Йемена Ахмад Али Салех, на которого делают ставку отдельные круги правящей семьи в ОАЭ в качестве будущего правителя Йемена даже в условиях его разделения на Север и Юг страны.
Кто действует на Севере
На сегодняшний момент реально действующими силами на Севере Йемена являются три группировки:
- шииты-хуситы, которых негласно поддерживает Иран;
- Партия Йеменского объединения за реформы, которых многие считают сторонниками укрепления исламизма в стране;
- Партия Всеобщий народный конгресс (ВНК) экс-президента Али Абдаллаха Салеха.
В условиях, когда все мировое сообщество считает хуситов узурпаторами и не признает за ними права управлять страной, а действующий президент теряет последние остатки своих властных полномочий, скрываясь в столице КСА Эр-Рияде, встает вопрос о будущем политическом правителе послевоенного Йемена. Саудиты окончательно исключили из списка претендентов Салеха, который вступил три года назад в союз с шиитами-хуситами, и делают ставку лишь на легитимного, но не обладающего реальной властью Хади. Эмиратцы более маневренны в этом плане и готовы поддержать наследника Салеха, его сына Ахмада в качестве претендента на главу Йемена, как единого, так и разделенного. Явным свидетельством новых веяний стали заявления функционеров ВНК о том, что необходимо остановить вмешательство Ирана в йеменские дела, и выступление экс-президента Салеха, идейного отца объединения страны в 1990 года, на митинге по случаю 27 годовщины провозглашения Единого Йемена, в котором он высказался за проведение всенародного референдума относительно возможного разделения страны.
Кто выиграет от разделения Йемена?
В экономическом плане отделение Юга даст возможность ОАЭ еще больше укрепить свою роль в качестве главного глобального транзитера на Ближнем Востоке не только через свои собственные порты в Дубае, Шардже и Абу Даби, но и установив контроль над новой свободной экономической зоной порта Аден, бывшего во времена британского господства в конце ХIХ- начале ХХ вв. главной торговой артерией для всего Аравийского полуострова.
В политическом отношении отделение Юга Йемена и его тесное сотрудничество с ОАЭ позволит последним расширить собственную зону безопасности в борьбе против международного терроризма и религиозного экстремизма и повысить свою значимость в глазах западных партнеров. Это особенно актуально для эмиратцев в условиях межарабского кризиса между КСА и Катаром, который приведет к ослаблению международного имиджа этих обоих государств.
Что касается России и США, то оба государства вряд ли захотят принимать какое-либо участие в этих процессах, поскольку очень сильно озабочены своими конкурентными планами в Сирии и в борьбе против ИГ, запрещенного в России.