Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Вся история балета в лицах

Выставки, посвященные балету или истории балета – явление редкое. Тем интереснее для балетоманов будет выставка, посвященная 25-летию приза «Бенуа де ла Данс», которая открылась в Москве в Театральном музее имени Бахрушина.

На экспозиции можно увидеть фотографии практически всех лауреатов «Бенуа де ла Данс» (а это все звезды балета, ведь этот приз или фестиваль называют еще балетным «Оскаром») за все 25 лет его истории, костюмы, эскизы к спектаклям самого Александра Бенуа. То есть посетители выставки смогут получить представление о том, как развивался балет в течение последних 25-ти лет, и что стояло у истоков этого искусства.

Фестиваль «Бенуа де ла Данс» был задуман в 1990 году, а первый приз вручили два года спустя в 1992 году. Идея принадлежала Юрию Григоровичу. С тех пор знаменитый российский хореограф является художественным руководителем фестиваля и председателем жюри. И как отмечают коллеги Юрия Григоровича, без него «Бенуа де ла Данс» не смог бы существовать и пройти такой большой путь. Вообще, 25 лет для балетного фестиваля – это рекорд. Большинство фестивалей «живут» несколько лет, потом заканчиваются идеи, деньги и т.д.

У «Бенуа де ла Данс» история другая. Практически сразу фестиваль взяла под свой патронат ЮНЕСКО. Эта организация сразу признала роль мероприятия в мировой культурной жизни. Практически каждый фестиваль проходил в Москве на сцене Большого театра, но несколько раз его устраивали за пределами России – в Берлине и Штутгарте.

Вначале приз вручался в двух номинациях – лучшей танцовщице и лучшему танцовщику. При этом работы рассматривались за минувший сезон. Затем список номинаций расширился – награждались и лучшие хореографы, композиторы, театральные художники. В состав жюри каждого «Бенуа» входили и продолжают входить мировые знаменитости и лучшие в мире балета. Например, в жюри первого «Бенуа» были Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Джон Ноймайер, Кирстен Ралов, Галина Уланова, Карла Фраччи, Иветт Шовире.

Почему приз носит имя художника Александра Бенуа? Рассказывает театровед и историк балета Виолетта Майниеце: «Александр Бенуа - художник Серебряного века, который сыграл важную роль в реформировании балетного театра. Часто танцовщицы сами заказывали себе костюмы, сами подбирали себе образы. Декорациям также не придавалось большого значения. Бенуа поменял взгляд на эти вещи. Стало меняться само отношение балетного театра к художникам. Бенуа стал создавать костюмы и декорации к балетам, создавать законченные образы».

Так создавалась новая концепция балетного искусства, когда музыка, танец, костюмы, декорации – все объединяла одна общая идея постановки.

Первый балет, к которому Александр Бенуа создал эскизы костюмов (он же был и автором сценария) – «Павильон Армиды» на музыку Николая Черепнина. Затем он стал автором либретто и костюмов к балету «Петрушка».

Многие из эскизов художника к этим балетам представлены на выставке.

Вообще, большой период творчества Александра Бенуа связан с «Дягилевскими сезонами» в Париже – сезонами, которые во многом определили направление развития всего балетного искусства и в Европе, и в Америке.

Правда, по словам Виолетты Майниеце, Сергей Дягилев отличался тем, что любил эпатировать публику, в том числе и этим объяснялся его успех, Бенуа же придерживался более академических взглядов на искусство. Поэтому пути Дягилева и Бенуа то пересекались, то расходились.

И тем не менее, и Бенуа, и Дягилев были новаторами в мире балета. А новаторство, интерес ко всему новому, необычному, наверное, – это и есть самое главное в фестивале «Бенуа де ла Данс».

Напомним, что юбилейный фестиваль нынешнего года пройдет на сцене Большого театра 30 и 31 мая. Зрители увидят не только самые яркие работы в области танца за прошедший год, но и срез всего самого лучшего, что было сделано в мировом балете за последние четверть века.

А выставка в Театральном музее Бахрушина продлится до 11 июня.

Полная версия