Новый поворот ближневосточной политики США
Визит президента Дональда Трампа в Королевство Саудовская Аравия открыл его первое зарубежное турне после избрания в ноябре 2016 года.
Знаменательно, что он начал свои визиты не с соседних или европейских стран, а с лидера арабо-мусульманского мира, которым в последние годы считается это Королевство. Как и обещал новый президент, главное внимание он уделяет интересам своей страны, поэтому и его приезд в Эр-Рияд ознаменовался заключением контрактов на поставку военной техники и других товаров на сумму более 400 млрд долларов, что несомненно служит интересам крупного американского капитала.
Но этот визит стал также признанием со стороны новой американской администрации Эр-Рияда как лидера всего огромного исламского мира. Король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз пригласил в свою столицу глав и представителей более чем 50-ти арабомусульманских государств для встречи с новым американским президентом. Перед началом этого арабомусульманского-американского саммита монарх приветствовал «братьев и друзей», отделив тем самым своих братьев по вере от представителей главного стратегического партнера в лице США.
Далее почти с часовой речью выступил американский президент, который сконцентрировался на главном вопросе: борьбе с экстремизмом и терроризмом. Он подчеркнул, что передовая роль в этом должна принадлежать самому арабо-мусульманскому миру. Как сказал Трамп, эта борьба представляет собой не столкновение цивилизаций и религий, а битву добра со злом, в которой США несут миссию «дружбы, надежды и любви» к арабам и мусульманам. Обратившись к проблемам Ближнего Востока, Трамп заявил, что сами страны этого региона должны определить характер своего дальнейшего развития, поскольку США стремятся к постепенному реформированию ситуации и не заинтересованы во внезапном вмешательстве во внутренние дела.
Среди своих главных союзников в борьбе с терроризмом в этом регионе Трамп назвал монархии Аравийского полуострова во главе с Саудовской Аравией, Иорданию и Турцию. Главным противником по его оценке остается Иран, который несет ответственность за нестабильность в регионе, поставляя оружие террористам и осуществляя подготовку экстремистских группировок, несущих разрушения и хаос. По мнению Трампа, все арабо-мусульманские страны должны сообща стремиться к изоляции Ирана.
Президент США был более краток в своей оценке сирийского кризиса и заявил, что готов вести диалог по прекращению этого конфликта со всеми заинтересованными государствами, исключив из этого круга Иран, который поддерживает беспрецедентные преступления Башара Асада против своего народа.
Еще более осторожно говорил Трамп об урегулировании израильско-палестинской проблемы, сообщив, что в ходе дальнейшей поездки встретится и с премьер-министром Израиля Нетаньяху, и с главой Палестинской автономии Аббасом, чтобы привести их к общему знаменателю по вопросу существования двух отдельных государств на этой земле.
Главным итогом этой встречи можно назвать то, что США снова поворачиваются лицом к арабскому миру, отступая от политики смягчения своего отношения к Ирану, которая явно проявилась в последний год правления Обамы и вызвала серьезное недовольство стратегических американских партнеров США в лице Саудовской Аравии и государств Персидского залива.