Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Даже у российской онкологии есть предел возможностей

Онкология – это отдельная многопрофильная дисциплина, «государство в государстве», что требует национальной программы и самого пристального внимания, заявил главный внештатный онколог Минздрава РФ, директор Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина Михаил Давыдов на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной Х Форуму «Движение против рака. Онкология - предел возможностей».

Сейчас национальные противораковые программы есть только в Белоруссии и Казахстане (среди стран СНГ). В России создание такой программы будет обсуждаться летом нынешнего года.

В этом есть большая необходимость, говорят специалисты, поскольку ситуация в российской онкологии сложилась тяжелая. Количество больных увеличивается, причем в основном онкологические заболевания выявляются на поздних стадиях, и смертность растет. Это связано с недостаточным финансированием отрасли, недостатком кадров, тем, что ответственность за здравоохранение «повесили» на регионы.

«Онкология в федеральных центрах и регионах – это разные вещи. Есть благополучные регионы, есть заброшенные», - отмечает Михаил Давыдов.

«Во многих регионах очень тяжелые проблемы – больные ждут очереди для обследования, на это может уйти несколько месяцев, оборудование простаивает из-за дефицита кадров. Не хватает радиологов, морфологов, онкологов», - говорит главный внештатный онколог Северо-западного федерального округа, директор ФГБУ НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова Алексей Беляев.

Еще одна серьезная проблема – в России отсутствует программа скрининга рака. «Если мы хотим сдвинуть проблему онкологической смертности – то нам нужны скрининговые программы. Тогда заболевания будут выявляться на ранних стадиях, а именно от этого во многом и зависит успех лечения. Но важно понимать, что скрининговые программы и диспансеризация, которая проводится сейчас – это разные вещи», - подчеркивает Михаил Давыдов.

Сейчас, по его словам, эффективность массового скрининга доказана для рака молочной железы (для этого проводится маммография), рака шейки матки и колоректального рака. В целом все проблемы упираются в дефицит финансирования. Например, расходы на оказание онкологической помощи в России в два раза ниже, чем в Польше и в 8 раз ниже, чем в Германии. Расходы на лекарства для лечения онкологических заболеваний - на 25% ниже, чем в Польше и в 7 раз ниже, чем в Германии. В итоге в России – выше показатели смертности.

«Еще один показатель для сравнения. В США заболеваемость раком значительно выше, чем в России - 318 человек на 100 тысяч. В России это 204 человека на 100 тысяч. Но в России, при более низкой заболеваемости, смертность выше – 122 человека на 100 тысяч, а в США 105 человек на 100 тысяч», - отмечает Михаил Давыдов.

При этом врачи в такой ситуации делают очень многое, создаются уникальные методики, проводятся сложнейшие операции.

Просто для онкологии важна поддержка, говорят специалисты, государство должно осознавать приоритетность задач в здравоохранении.

Полная версия