Трамп начинает войну против «зла и исламского терроризма» с потерь
Одним из первых актов, подписанных новым президентом США Дональдом Трампом вскоре после инаугурации, стало трехмесячное ограничение на въезд в США граждан Ирака, Ирана, Сирии, Судана, Йемена, Ливии и Сомали, включая тех, кто уже имеет визы или грин-карты, а также прекращение приема беженцев из всех других проблемных стран.
Эти акты вызвали бурные протесты внутри самих Соединенных Штатов и за рубежом, но это не помешало президенту Трампу начать реализацию своих планов по борьбе с международным терроризмом.
В воскресенье 29 января Министерство обороны США объявило о проведении очередной операции по борьбе с Исламским Государством на Аравийском полуострове и Йемене (ИГАП), запрещенным в России. Рано утром спецподразделение американских ВС произвело высадку в центральной йеменской провинции Эль-Бейда, значительная часть которой находится под контролем йеменских повстанцев-хуситов. Целью операции была ликвидация одного из руководителей ИГАП, но фактически были уничтожены школа, поликлиника и мечеть, которую джихадисты использовали в качестве штаба. По сообщениям йеменской стороны, в результате операции наряду с десятками боевиков погибли 16 гражданских лиц, включая 8 женщин и 8 детей, которых хладнокровно расстреляли американские военнослужащие. Именно эти сообщения вызвали негодование арабского общественного мнения. Следует отметить, что американские спецотряды в период правления Барака Обамы также проводили десятки ударов с беспилотников по отрядам ИГАП в Йемене, не прибегая к высадке своих солдат и не оставляя такие многочисленные жертвы среди гражданских лиц.
Но и сам американский спецназ не обошелся без потерь: один солдат погиб и пятеро были ранены, о чем Трампу пришлось сообщить американцам лично, поскольку именно он дал распоряжение о проведении данной операции. «Американцы опечалены новостью о гибели американского солдата-героя в нашей войне против зла и исламского терроризма», - заявил он в этот же день.
В некоторых арабских СМИ отмечают, что высадка американских солдат в непосредственной близости от районов, занятых хуситами, свидетельствует о координации действий ВС США и йеменских повстанцев. Это наводит их на размышления о том, что новая американская политика на Ближнем Востоке может привести к использованию различных противоборствующих в регионе сил для ликвидации террористов, в том числе и хуситов, которых арабские страны не признают в качестве законных представителей йеменского народа.
В новых условиях отношение в арабских странах к действиям американцев на Ближнем Востоке можно определить как настороженное выжидание. С одной стороны, национальная и религиозная гордость многомиллионной арабской нации, задета ограничительными мерами внутренней политики США. С другой стороны, аравийские монархи, которые последние десятилетия держатся на своих местах, во многом, благодаря американской военной поддержке, вряд ли смогут легко отступиться от своего стратегического союзника. Не забудем, что триллионы арабских нефтедолларов так же хранятся в американских банках.
Одним из первых мировых лидеров, с кем Трамп провел телефонные переговоры, стал король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз. В ходе переговоров стороны не затронули «болезненные» миграционные темы, но сконцентрировали диалог на вопросах борьбы с ИГ и урегулировании ситуации в Сирии и Йемене. Это означает, что США будут продолжать сотрудничество со своими стратегическими партнерами на Ближнем Востоке, а временные трудности будут вскоре преодолены.