Мэр Москвы Сергей Собянин предложил разрешить регионам, где находятся крупные заказчики, не публиковать информацию о своих закупках на сайте единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок (zakupki.gov.ru).
Письмо главы столицы премьер-министру Дмитрию Медведеву находится в распоряжении «Ведомостей», пишет издание. Собянин объясняет свое решение тем, что в прошлом году в ЕИС были регулярные технические сбои, поэтому было сложно публиковать документы. Из-за этого, как пишет мэр, срывались социально значимые контракты.Теперь же Мэр Москвы предлагает разрешить регионам с госзакупками более 100 млрд руб. создавать собственные системы, которые не зависят от ЕИС. При этом закупки столицы занимают до 10% всех госзакупок России, сообщают «Ведомости».Представитель мэра заявила, что это было рабочее предложение к обсуждению. Представитель секретариата вице-премьера Игоря Шувалова рассказала, что ведомства должны рассмотреть этот вопрос, ответы от них пока не получены. Представитель руководителя департамента Москвы по конкурентной политике Геннадия Дегтева сообщил, что в столице более 10 лет работает городская корпоративная система (ЕАИСТ). Ее функции в чем-то похожи с ЕИС, однако есть и дополнительные, которые необходимы для согласования закупок ведомств, финансового контроля, санкционирования оплаты по контрактам. Собеседник издания пояснил, что ЕАИСТ формирует документы о закупках по единым правилам на основе типовых документов. Он убеждает, что в случае одобрения идеи Собянина прозрачность закупок не снизится, а оперативность информирования участников закупок, напротив, вырастет.Позицию столичного градоначальника поддерживают и в Санкт-Петербурге, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя комитета по госзаказу. По его словам, заказчики регулярно жалуются на нестабильность системы.Однако с этим предложением не согласен один из федеральных заказчиков. По их мнению, вся система закупок должна быть на одном сайте. Один из участников рынка заявил, что, если идея московского мэра будет одобрена «это приведет к катастрофе».
По странному совпадению, предложение мэра Москвы появилось после публикаций в СМИ о колоссальных расходах на новогоднюю иллюминацию в Москве.
Напомним, что недавно по этому поводу депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Валерий Рашкин направил запрос на имя председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина. В документе парламентарий просит СК проверить на коррупционную составляющую закупку новогодних гирлянд для украшения Тверской улицы в Москве.
«В СМИ появилась информация о том, что на световые конструкции в количестве 64 штук, похожие на бокалы, щедрые власти Москвы потратили почти 144 млн рублей. Однако, по той же информации массмедиа, реальная стоимость этих украшений почти в пять раз дешевле», – пояснил Рашкин.
«Это пир во время чумы! По моему мнению, Собянину нужно прикрыть эту лавочку по ежегодному разбазариванию огромного количества бюджетных средств на украшение города. Необходимо использовать прошлогодние новогодние игрушки. Тогда и повода своровать на закупках не будет!» – заявил Рашкин.
Издание Meduza недавно опубликовало расследование, из которого следует, что фонари, которыми украсили Тверскую улицу к Новому году, похожие на фужеры, стоили городу 143,4 млн рублей.
Стоит добавить, что, как только в 2005 году появился Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» N 94-ФЗ, возник федеральный сайт, и региональные сайты (по числу субъектов федерации), и муниципальные. Но полного каталога ни у кого не было. То есть одновременно с такой прогрессивной мерой, как открытие информации по закупкам, были созданы, случайно или нет, но очень большие трудности по добыванию этой информации. Это, во-первых, неудобный поиск на самих сайтах закупок, что заставляло компании, желающие участвовать в тендерах, разрабатывать альтернативные системы поиска по этим сайтам. Во-вторых, это нестыковка в форматах и организации сотен региональных и муниципальных сайтов, что затрудняло создание и альтернативных систем. Поэтому объединение всех сайтов разномастных закупок в один, причем с удобным поиском - было важной и правильной мерой. Задача сложная, конечно, но не фантастическая - обычная большая база данных, каких много. Она сопоставима с такими системами как ГАС Выборы или ГАС Правосудие и заметно проще чем Яндекс. Все решаемо, было бы желание. Любые технические огрехи можно починить. А вот попытки отыграть ситуацию назад неизбежно приведут к тому, что искать информацию о тендерах снова станет очень трудно.