Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Удивительный мир театра Сергея Федотова – петербургские встречи «У Моста»

Гастроли пермского мистического театра «У Моста» всколыхнули горячие страсти в заснеженном Санкт-Петербурге. Удивительно точное прочтение русской классики и пронзительный психологизм в постановках по современнейшему МакДонаху высветили главное, ради чего зритель идет в театр – чистые чувства и эмоции, переживание и сопереживание, то, из чего и состоит жизнь.

Подняться на дно

Казалось бы, ну что еще нового можно понять из зазубренного в школе, просмотренного в театральных походах тысячи раз в различных вариациях горьковского «На дне». Но и здесь гениальный Сергей Федотов сумел удивить – на дно ночлежки опускаются вслед за героями каждый зритель в зале, по которому бродят реальные запахи, а на сцене играют не только актеры, но и вещи.

«В наших спектаклях много реального – даже вещи тех времен. Буквально перед гастролями ценители нашего театра привезли из Нижнего Новгорода чайник, по их словам, из той самой ночлежки. И эти вещи теперь тоже играют в постановке, - говорит Федотов. – Это тонкая настройка, сверхреализм, позволяющий прожить каждое мгновение, каждое слово, каждый вздох. И я повторюсь – не стоит думать, что мы гениальнее Гоголя или Горького, которые эти тексты писали. Надо понять их, а не «наворачивать спецэффекты» ради привлечения публики. Потому что публика придет ну раз, ну два на подобное «шоу», а к нам люди ходят годами, теперь уже можно говорить – десятилетиями».

Действительно, первые гастроли театра «У Моста» в Санкт-Петербурге прошли лет двадцать назад, открывшись легендарной «Панночкой», но и теперь, несмотря ни на жуткую гололедицу, ни на пресловутый экономический кризис (а билеты в театр недешевы) перед входом в зрительные залы на спектакли «У Моста» разворачивались драмы и трагедии в битвах за место. Спектакли шли на трех площадках – сценах театров «Приют комедиантов», «За Черной речкой» и «Цехъ». Билеты были проданы задолго до начала гастролей, и даже маститые актеры, зашедшие к Федотову «на огонек», бывало, выстаивали спектакль «на ногах».

А вот, что увидел «На дне» в федотовской постановке Андрей Юрьев - профессор Российского государственного института сценических искусств: Не люблю девальвированное сегодня слово «гениальный», но тут без него обойтись не могу. Это один из тех немногих современных спектаклей, благодаря которым начинаешь верить, что русский театр не умирает. Трудно, почти невозможно сплавить сегодня воедино сверхподробную (в духе Антуана и раннего МХТ) бытовую картину, тщательно проработанный психологизм, не чурающийся острой эксцентрической характерности, и «четвертое измерение», в котором «проза» не только не отделима от «поэзии», но сама становится поэзией. У Федотова этот сплав получился, другого примера в современном театре не знаю. Вот и попробуйте сказать после этого, что презираемый многими сценический реализм слишком ограничен и отжил свой век... Браво, браво и еще раз браво!»

Театральный критик Валерий Бегунов так отзывается о спектакле: «Главное потрясение от постановки – это та самая горьковская ночлежка, воспроизведенная Сергеем Федотовым с присущей ему тщательностью проработки всех деталей. Старинные фотографии как бы «оживают», актеры не играют, они действительно живут на сцене, даже не живут, они священнодействуют, гипнотизируют, вовлекают в «спиритический» сеанс, утягивают зрителя в иное магическое пространство. Так играть умеют только артисты «У Моста». Прекрасная и тонкая игра актеров с первых же минут втягивает в достовернейшую атмосферу ночлежки. Спектакль поражает смелыми открытиями, неожиданными решениями образов и вызывает очень светлые чувства. Потому что все эти забытые Богом «бывшие люди» также верят в свою мечту, также балагурят, веселятся и радуются любой возможности счастья».

А начиналось все… с «Женитьбы»

Именно этот спектакль открывал нынешние гастроли «У Моста» - в рамках фестиваля Art-Окраина.

По отзывам знатоков, федотовская «Женитьба» - это фантасмагория с чудесами, невероятной логикой и неожиданными поступками. Кочкарев – черт, который крутит на сцене «бесовские штучки». Призрачные видения на сцене пугают и завораживают: то со скрипом открывается дверь шкафа, куда бесшумно проваливается Степан, то в окне появляется мертвенно-синее лицо, может быть даже самого дьявола… Гоголевский мистицизм соединяется со щемящей гоголевской же темой одиночества и беззащитности человека перед миром, перед жизнью, перед вечными ее искусами и противоречиями.

Петербурженка Галина Никольская так отозвалась о спектакле: «Спектакль вроде бы классический, но получился такой динамичный, интересный и очень свежий! Очень смешно получилось, когда женихи появлялись как будто из-под земли, необычно - самовыдвигающийся ящик письменного стола, где горела свеча, или когда Кочкарев прятался в шкафу, а потом исчезал в нем! Актеры играли блестяще! Илья Бабошин убедительно сыграл неуверенного мямлю Подколесина, Андрей Воробьев виртуозно сыграл его друга Кочкарева, который приложил столько сил для его женитьбы и всё напрасно! Очень хорош был Жевакин в исполнении Андрея Одинцова. Да и другие женихи были хоть куда: Владимир Ильин в образе Яичницы и Сергей Мельников - Анучкин! Агафья Тихоновна в исполнении Алевтины Боровской была наивна, чиста и хороша!»

И вновь - открытие МакДонаха

12 лет назад именно Федотов привез в Россию МакДонаха – конечно, не самого обаятельного и знаменитого Мартина МакДонаха, автора «шестизарядника» и «Залечь на дно в Брюгге», но его спектакли, которые теперь можно увидеть в постановках различных театров.

Более того – в Перми, на родине театра «У Моста» - в октябре 2016 года прошел уже Второй международный фестиваль МакДонаха, слава о котором прокатилась по всем миру, никого не оставив равнодушным. За 7 дней зрители и взыскательное жюри увидели 18 спектаклей, смогли оценить работы участников из 9 стран. Свои лучшие постановки представили театры из России – Пермский театр «У Моста», «Наш дом» из Озерска, Театр.Акт из Казани, новосибирский «Старый Дом», Тамбовтеатр, Учебный театр ВГИК, а также зарубежные гости Фестиваля - Barakah Teatr из Польши, Tron Theatre из Шотландии, Narodno Pozoriste Sombor из Сербии, Государственный ТЮЗ Азербайджана, Montenegrin National Theatre из Черногории, Východočeské divadlo Pardubice из Чехии, Nowadays Theatre из Ирана и Bardic Theatre из Северной Ирландии. Вне конкурсной программы прошел показ российской премьеры спектакля «Палачи» театра «У Моста».

Именно «Палачей» открыл в этот раз для петербуржцев Федотов – причем стоит отметить, постановку своей новой пьесы Мартин Макдонах разрешил лишь двум театрам - «Роял Корт» (The Royal Court Theatre) в Лондоне и театру «У Моста» Сергея Федотова. И МакДонах не ошибся – Федотов снова всех удивил.

Своим видением постановки делится Алексей Пирогов, радиожурналист, главный редактор «Радио Мария»: «Завязка сюжета новой пьесы выдающегося современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Палачи» предельно проста. Описан день отмены смертной казни в Великобритании. Журналист Клэгг ищет материал для местной газеты, находит профессионального палача Гарри, который оставил ремесло и стал владельцем питейного заведения. Палач долго отказывается от комментариев и тем более - интервью. Временной отрезок, предшествующий казни, неотвратимость суда человеческого, трепет душ интересуют журналиста, поскольку он пытается взглянуть на жертв и палачей глазами своего читателя. Профессиональными приёмами Клэгг заставляет палача, как говорится на жаргоне, - подраздеться. Исторически сложилось, что общество поручает некоторым людям работу, которую не пожелает исполнять никто другой. Оказывается, таким трудом тоже можно гордиться! Несомненно, грязная работа деформирует личность, но человек никогда бы не стал совершать убийства, не окажись он в нужном месте, в нужное время. Разве его чем-то не привлекло само ремесло палача? Именно это ирландский драматург Мартин МакДонах так точно подметил. Палачами не рождаются, палачами становятся! Палач – диагноз?

Не претендую на роль профессионала, тем более театрального критика, но с восторженным любопытством посмотрел спектакль «Палачи» Пермского театра «У Моста» в постановке выдающегося российского режиссёра Сергея Федотова. Дело в том, что по долгу моего церковного служения, я посещаю осуждённых, преимущественно - католиков в спецучрежедениях. Приходится лицезреть инфернальные, патологические типажи, беседовать и не всегда на религиозные темы. Поделюсь некоторыми наблюдениями не для прокурора, а исключительно в назидательных целях для зрителя. Несомненно, удачно получился Гарри. Маскообразное лицо душевнодеформированного профессионала, его улыбка существует отдельно от глаз, взгляд фиксируется на очередной потенциальной жертве. Для него любой человек опасен. Гарри считает, что в жизни помогут только родственники и близкий круг, те, кто тебе обязан самым дорогим, жизнью. При постоянной работе с уголовным элементом, он привык, даже в безобидной беседе о погоде, держать себя в напряжении. Ирландец владеет пабом, но никто не заметил, чтобы он выпивал на людях! Очень точно схвачено! Несомненно, Гарри может крепко выпить, но поднимет свой бокал только наедине с самим собой или с ближайшим кругом общения. А свои не всегда хотят с ним выпить! Бывает… В профессиональной среде всегда присутствует явная конкуренция и кастовость. Это зарисовки, как говорится, с натуры. Выпивший человек – душевно обнажённый человек. Все вокруг, кто нетрезв, выглядят полуголыми, ведут развязные и неполиткорректные беседы. Гарри у заветного крана с алкоголем постоянно угощает спиртным. Он всегда на работе, за всеми присматривает, командир при исполнении.

Палач Альберт Пьеррпойнт, конкурент Гарри, имеет больше опыта исполнения приговоров и народную популярность. Тонко подмечены актёром – страшная усталость, неприятие юмора, лающий голос, скандированная речь, как симптомы долгой хронической зависимости. Хорошо показан тип профессионала, испытывающего постоянную головную боль. Случайной жертвой альбертов может стать всякий, кто попался на пути. Например, посетитель кафе или водитель, незадачливо припарковавший машину на чужое место. По понятным причинам, в тексте пьесы нет брани, но матерная ругань невербально присутствует. Без этого острого ингредиента словесный салат не готов. Давно я заметил, что можно ругаться и проклинать даже без слов. Палач Альберт – демонический ментор-наставник, при этом очень комичный. Он появляется неожиданно, как чёртик из коробки. Он как будто говорит всем: «Кто вы, детки? Что вы вообще об этом ремесле знаете?!» В пьесе также есть Сид – бывший помощник Гарри. Это психопатичная, маниакальная, похотливая, увлекающаяся натура. Он изгнан из любимой профессии по причине психиатрических и сексуальных особенностей. Скажите, кто добровольно готов оставить любимое дело? Подобные типажи мне почти не встречались. Блеск в глазах Сида крайне зловещий - кривое зеркало души. Однажды я ошибся и принял подобного персонажа за безобидного бомжа, но священнослужитель, обладавший большим опытом, мгновенно поставил меня на место: «Это самый опасный среди уголовников…» Дочь Гарри - Шарли, и странный Муни, типичные постояльцы спецучреждений. Они закомплексованы, опасно заигрались и не заметили, где и как преступили закон. Внешний вид бывает весьма обманчив. В постановке Сергея Федотова это талантливо воплощено. В финале спектакля, как в реальном мире, не понятно – кого и за что убили, кого за это «присадят», кто действительно виновен, а кто – случайная жертва. На глобальный вопрос мы обычно находим простой русский ответ – какая разница! К счастью, мы в этой жизни не судьи, чаще - зрители.

Ирония «Лейтенанта» и слезы «Калеки»

И два уже любимых спектакля также приехали в Санкт-Петербург – «Лейтенант из Инишмора» со всей его жестокостью и иронией насилия и трогательно-пронзительный «Калека с острова Инишман».

Если в первом зрителей вновь удивляют эмоциональными качелями образа главного героя, сколько цинично-жестокого по отношению к людям как «материалу революций», столько же нежного и трогательного по отношению к своему любимому котику. Кстати, герой-кот этого спектакля во время гастролей прославился своим интригующим исчезновением и возвращением настолько, что попал в таблоиды и даже итоги года среди знаменитых котиков. Теперь Семен в своей известности вполне может посостязаться с актерами «У Моста». Спектакль же, по словам зрителей, был настолько искренним и честным, как будто не об Ирландии и ИРА шла речь, а о России и наших реалиях, когда за целью не разбирают средств. При всей серьезности темы зал попросту умирал от хохота – такой бездной юмора наполнена постановка. История разыгрывается театром «У Моста» в лучших традициях ирландских черных комедий с множеством «убийственных» сцен и кошмарно смешных диалогов. Но это совсем не отменяет серьезности взгляда на Ирландскую действительность, как и любой страны, в которой политика приводит к разрушению главных ценностей мироздания – ценности каждой человеческой жизни.

И завершающим аккордом гастролей стали слезы «Калеки» - чистые, искренние, выстраданные. В 2010 году спектакль стал Лауреатом Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА». Театру удалось воплотить странную, смешную и трогательную историю МакДонаха как истинно ирландскую, дерзко и весело сочинить своих героев так, как если бы пермские актеры сами пережили целиком всю историю Ирландии, как если бы они впитали ее через сумасшедший риверданс и лирические ирландские баллады. Остров Инишман – одно из самых загадочных и священных мест в Ирландии. Неспешный мир странных и смешных чудиков-инишманцев буквально взрывается, когда на соседний остров приезжает съемочная группа из Америки. Инишманцев посещают призрачные и опасные мечты о Голливуде, вслед за которыми хочется уплыть многим. Но получается это только у Калеки Билли…

Публика рвалась в небольшой зал неистово и была вознаграждена – актеры отдавались по полной, проживая момент за моментом, слово за словом историю людей, живущих на далеком острове, и любящих, и ненавидящих все то, чем живут. В небольшом зале странного старого петербургского дома-колодца на Конюшенной совсем не странными казались единение публики и актеров, буквально сидящих в одной лодке с Малышом Бобом и Калекой Билли, рискующих получить тумака от неистовой Хелен или чупа-чупс от тетушек Билли. «Про меня», «про нас» - то ли шепотом, то ли мыслями пролетало по залу.

И после спектакля, покружив по дворам Петербурга, многие ушли в такую же стылую ирландскую ночь, в неизвестность, смотрящую на каждого из нас жадными глазами. Ушли, чтобы допережить увиденное, додумать услышанное и не расплескать те чувства и эмоции, что были подарены зрителям пермским мистическим театром «У Моста».

А труппа, не успев выпить кофе, разбирала декорации – ведь скоро на родной сцене серия премьер – это и мрачный «Макбет», и яркая «Ханума», и… не будем раскрывать все планы театра Сергея Федотова – театра, ставшего легендой, но оставшегося семьей. Может быть, это и есть еще один секрет «У Моста»?

Пермский театр «У Моста» – трижды Номинант и Лауреат Российской Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», обладатель 35-ти Гран-При зарубежных фестивалей, Чемпион Индийской театральной Олимпиады, участник 152 международных фестивалей. По рейтингу журнала FORBES театр «У Моста» входит в десятку лучших театров России, а Второй Международный Фестиваль Мартина МакДонаха – в ТОП-5 театральных событий октября 2016 г. По версии портала Yell.ru театр «У Моста» занимает четвертое место в рейтинге лучших Российских театров.

Основатель и художественный руководитель театра «У Моста» - Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», Лауреат премии Правительства РФ Сергей Павлович Федотов.

Полная версия