Москва
3 января ‘25
Пятница

Лазер и стволовые клетки дают сердцу вторую жизнь

Кардиохирурги из Центра сердечно-сосудистой хирургии Бакулева начали проводить уникальные операции: с помощью лазера и стволовых клеток они спасают жизнь пациентам с тяжелой формой ишемической болезни сердца (ИБС), когда не помогает ни стентирование, ни аортокоронарное шунтирование. Сосуды в этом случае очень тоненькие и изветвлены настолько, что восстановить по ним кровоток с помощью традиционных хирургических методов просто невозможно.

«Сегодня ИБС, которая может привести к развитию инфаркта миокарда, лечится очень хорошо двумя методами. В случае острого возникновения однососудистого поражения ставится стент. В результате восстанавливается кровоток. И человек вообще забывает о том, что у него были какие-то проблемы со здоровьем. Если же у пациента многососудистое поражение и еще несколько показаний, тогда делается аортокоронарное шунтирование. Но у достаточно большой группы пациентов (всего это 25-30%), когда сосуды настолько сильно поражены, нельзя выполнить ни стентирование, ни аортокоронарное шунтирование. Уже 20 лет назад мы стали думать над тем, как можно помочь таким больным», - говорит директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, ведущий российский кардиохирург, академик Лео Бокерия.

Ученым известен удивительный факт: у целого ряда млекопитающих нет системы коронарных сосудов, а кровь в сердечную мышцу поступает прямо из левого желудочка. Получается, что левый желудочек сокращается, поставляя кровь в аорту и в те отверстия, которые распространены по всему миокарду.

«Этот принцип мы решили взять за основу. Тогда возникла идея делать сквозные канальцы через сердце», - говорит Лео Бокерия.

Для этих целей примерно в 1997 года был создан прибор высокомощный «Кардиолазер» - и это полностью российская разработка. Второй аналогичный прибор, но с несколько другими характеристиками делают только в США. Кстати, российский аппарат более мощный и точный.

«С 1997 года «Кардиолазер» применяется в нашем центре. Когда мы подвели итоги, то оказалось, что через 10 лет примерно 94 % наших пациентов живы и чувствуют себя хорошо. И в это же время мы стали применять стволовые клетки, вводили их через артерию. Больше 1000 больных пролечены стволовыми клетками на сегодняшний день. И затем появилась идея совместить эти два метода. Возникла гипотеза синергизма лазера и стволовых клеток», - рассказывает Лео Бокерия.

Сейчас это уже не абстрактная гипотеза, а реальная клиническая практика.

Пациенту, лежащему на операционном столе, 65 лет. Он страдает настолько тяжелой формой ишемической болезни сердца, что с трудом передвигался: через каждые несколько метров у него возникал приступ стенокардии, перенес он и инфаркт. Ткань сердца почти полностью покрыта рубцами, но живые кардиомиоциты (клетки сердечной мышцы все же, к счастью, остались). Оперирует пациента Лео Бокерия. «Фракция выброса у нашего пациента 45-50%. В этом случае операция переносится хорошо. Вот, если бы она была меньше, то здесь наш метод не работал бы», - объясняет он.

Операция проходит на открытом работающем сердце. «Кардиолазер» синхронизирован с электрокардиограммой пациента, и в состоянии диастолы (когда сердце отдыхает) в сердце делаются сквозные отверстия.

Затем в эти области вводятся мезенхимальные стволовые клетки, взятые из костного мозга самого пациента всего за несколько часов до операции. Мезенхимальные стволовые клетки обладают неограниченной возможностью превращения в разные типы клеток и тканей, и через определенное время, попав в нужное место, превращаются в эндотелий сосудов.

«Мы запускаем процесс образования новых сосудов - неоангиогенез. На первом этапе стволовые клетки активируют процессы неоангиогенеза, и сам лазер вызывает специфическое воспаление, которое этому способствует. В результате формируется новая сеть питания миокарда», - говорит Лео Бокерия.

Операция сложнейшая, но длится недолго. «Я уверен, что все у нашего пациента будет хорошо», - говорит Лео Бокерия.

В этот день у него запланировано еще пять операций.

«В нашем центре первая операция начинается в 6 часов устра. Да, нет, я совсем не устаю. Есть много вопросов, которые медицинское сообщество не в состоянии решить. Но там, где мы можем помочь, мы готовы сутками работать», - говорит Бокерия.

В следующем материале Infox.ru читайте о еще одной новейшей разработке российских ученых и кардиохирургов. А также репортаж с XXII Всероссийского съезда сердечно-сосудистых хирургов, который недавно прошел в Москве.

Полная версия