Ирландия в центре Москвы: театр «У Моста» привез МакДонаха в столицу
Если с 21 по 25 сентября вы вдруг попадете под дождь в самом центре Москвы, то дождь этот будет ирландским. Потому что как раз в эти дни известный мистический театр «У Моста» привез в Москву серию спектаклей по пьесам гениального МакДонаха.
Именно поэтому у капель дождя вкус ирландского эля, а ветер такой же соленый, как на острове. Хотите понять, что такое настоящие чувства без фальши и манерности – пройдите в Б. Гнездниковский, 10, именно там на сцене ГИТИС-театра знаменитая пермская труппа устраивает свои «пять вечеров с МакДонахом» в осенней Москве.
Именно театр «У Моста» 12 лет назад открыл для России драматургию Мартина МакДонаха. «Настоящая сенсация Европы!», «Чудо современной сцены!», «Тарантино от театра», «Главный драматург ХХI века» – все это про МакДонаха. Мартин МакДонах – первый драматург со времен Шекспира, четыре пьесы которого одновременно шли на подмостках Лондонского Королевского Национального Театра. Сейчас МакДонаха ставят по всему миру, и загадка его творчества до сих пор не разрешена. Великий ирландец, который начал писать в юном для драматурга возрасте 25 лет, уже в 1997 году прославился, когда на Бродвее поставили его пьесу «Красавица из Линэна». С тех пор им написано еще 7 пьес и снято 3 фильма. Короткометражный «Шестизарядник» получил «Оскара». А полнометражные ленты «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» давно считаются культовыми.
Лондон и Москва теперь повязаны «Палачами»
21 сентября Москва ненадолго стала Лондоном, благодаря этим двум гениям – режиссеру Сергею Федотову и драматургу Мартину МакДонаху. Ведь права на постановку новой пьесы «Палачи» получили лишь два театра в мире.
Мировая премьера «Палачей» состоялась в 2015 году на сцене Лондонского театра «Роял Корт» (The Royal Court Theatre) - она стала долгожданным событием после семилетнего молчания МакДонаха, пьесу уже показали в рамках мировых экспериментальных Интернет-трансляций и проекта TheatreHD. Эксклюзивное право на постановку пьесы «Палачи» в России получил Театр «У Моста» Сергея Федотова.
В сценографии Сергей Федотов пошел по пути «искреннего натурализма»: на сцене развернут самый настоящий английский паб, а из кранов льется самое настоящее пиво. Детали, запахи, эмоции – все это искрит и обнажает чувства героев и зрителей.
От одного названия «Палачи» уже веет мрачностью. Но самом деле, на сцене во время спектакля было много смачного и крепкого ирландского юмора – такого же крепкого, как эль, пенящийся в кружках героев пьесы.
В чем секрет очарования этого волшебного коктейля – МакДонах+Федотов? По восторженным оценкам зрителей в состоявшемся после премьеры обсуждении – в силе искренности и точности лепки самой фактуры пьесы.
Сам жанр мрачной комедии рисует характеры жителей далекой Ирландии, но в них ты обнаруживаешь что-то общечеловеческое, родное тебе самому, ведь прежде всего спектакль – о людях и их чувствах. «Смех сквозь страх» - так отозвался один из зрителей о том, что происходило. И немудрено – спектакль начинается и заканчивается сценой повешения, но в каждом моменте достаточно пространства для чистого искреннего смеха.
Впрочем, когда в лицо тебе хлещет соленый ветер с моря, и лишь внутри паба нет стужи и вечного холодного дождя, но сам эль крепче горя – поневоле любая улыбка становится гримасой, а гримаса – улыбкой. Сейчас эту особенность пытаются уловить в 130 постановках МакДонаха на российских сценах вслед за Сергеем Федотовым.
Это веревки у палача толстые, а чувства - нежные
Кто же эти герои премьеры? Гарри – палач Британии номер два. И у него есть собственные комментарии по этому поводу: «Палачи – это не бездушные убийцы. У них есть своя этика и уважение к приговоренному. И свой юмор».
Чем заняться палачу, когда отменяют смертную казнь? Остается лишь открыть собственный паб и вспоминать дела прошлого. Ведь бывают и судебные ошибки. А еще есть зависть и обида собственных помощников. Но что делать, если ты стал жертвой заговора? И что делать, если под угрозой оказалась жизнь собственной дочери? Вот тут-то и прорывается глубоко спрятанная за сюртуком и бабочкой душа, но с губ как всегда срывается колкость, а руки, не привыкшие к ласке, лишь крепче затягивают петлю.
Невозможно передать волшебство постановки «Палачей» только словами, ибо степень проникновения внутрь пьесы была настолько глубокой, что по словам зрителя, ощущался даже кислый привкус во рту палача во время его молчания. А в каждом персонаже виделся не просто одномоментный рисунок, но хорошо вылепленный типаж и характер. Надо отдать должное – Федотов умеет подбирать актеров. И несмотря на непростой характер и работу на износ, многие артисты выросли вместе с этим театром, который уже стал домом.
Среди откликов о премьере «Палачей» особо хочется отметить оценки Нины и Екатерины Садур. Для Нины Садур театр «У Моста» - давняя история, давным-давно именно с «Панночки» начинались их отношения. Теперь же, отмечает драматург, в постановках Федотова появились новые нежные и тонкие краски, особый русский психологизм.
Это отмечали многие зрители – над истинно английскими шутками смогла посмеяться русская публика, ведь смех этот – не над вычурностью текста, а внутри живой истории, происходящей на сцене.
Без вычурности и пафоса
«У моста» - это прекрасный русский психологический театр, - отмечает Екатерина Садур, - со своей сложившейся эстетикой и очень (при всей традиционности!) индивидуальным театральным языком. Удивительно и неповторимо то, как режиссёр Федотов берёт современную английскую пьесу МакДонаха и наделяет её на сцене своими представлениями об англо-американской культуре 20 века – и вдруг жёсткий, остросоциальный МакДонах, не теряя своих изначальных качеств, приобретает черты Теннесси Уильямса и совсем отдалённое звучание Фолкнера и О`Нила. Отношения героев на сцене, развитие характеров персонажей вдруг неожиданно оказываются ещё и чрезвычайно поэтичны, а сами типажи, которых создаёт Федотов, удивительно узнаваемы и человечны. Я, как зритель, начинаю им сопереживать, я втянута в историю их жизней, я испытываю их чувства, но ещё и как сторонний наблюдатель вижу изначально заданный трагизм и его неизбежность. Я видела этих персонажей не только в пьесах, но в детстве - в привокзальных буфетах на коротких стоянках поездов «Новосибирск-Адлер», а сейчас иногда, вижу их в витринах баров Lichtenberg´а, если заносит вдруг в такую глухомань…На обсуждении спектакля Сергей Федотов сказал, что большинство его актёров по 10-15 лет играют у него в театре. Уверена, эта их долгая служба в театре «У моста» стала своего рода отдельной театральной школой со своими законами, и с годами они только оттачивают до виртуозности мастерство – это были не схематические персонажи, натренированные подавать реплики, - это были углублённые развитые характеры с оттенками переживаний и сложными, развитыми чувствами».
Отдельно хочется сказать о мизансценах – их режиссёр Федотов выстраивает так, как будто бы перед нами не просто ирландский паб, а ожившие эстетские картины Эндрю Вайта, - в какой-то момент я подсчитала количество актёров на сцене: за столиком паба ассиметрично сидели три человека, по диагонали за стойкой стояла актриса, через какое-то время вышел ещё один актёр … Внешне простые, но идеально выверенные перемещения персонажей создают свою замкнутую, но очень живописную атмосферу. Спектакль «Палачи» - это тот случай, когда режиссёр полностью подчиняет драматургический материал своей воле и своей эстетике.
Вольный перевод из глубины души
Как выяснилось, с эстетикой дела шли непросто – новую пьесу пришлось не только самим переводить, но и «конфигурировать» диалоги персонажей, приноравливая шутки англичан и ирландцев к русской действительности. И ведь что интересно – смеется и молчит зритель над своим в тех английских паузах и ирландских сценах, что подарены МакДонахом и Федотовым.
«Так что, либо Хэннесси убийца, либо Муни? Или Муни виновен, а Хеннеси нет? Одно из двух. Или они оба невиновны? Тоже возможно. Вот такое у нас правосудие».
Вся фишка в том, что настоящий мистический театр «У Моста» достигает вершин мистики и нерва не за счет хрустальных шаров, магически вычурных декораций, фантасмагорических костюмов… Гениальность проста – она в этих вот чистых эмоциях, ощущениях на частоте ваших нервов, в чувствах без примеси фальши.
Вслед за «Палачами» москвичам повезет увидеть не только уже знакомых и любимых «Калеку из Инишмана» и «Сиротливый Запад», но впервые привезенных в столицу «Лейтенанта из Инишмора» и «Череп Коннемары».
И – да, «если б вы не сходили с ума, вы бы уже спокойно умерли», как говорит в начале пьесы «Палачи» один из героев. Русский театр и русская думающая театральная публика не умрет, пока будет по-хорошему сходить с ума вместе с Сергеем Федотовым и его МакДонахом. Эта сумасшедшинка – как раз про здоровье души.
Почти молитвой назвали происходящее на сцене в обсуждении после премьеры. Услышать разноголосицу молитв, кстати, можно будет на Втором Международном фестивале МакДонаха в Перми, который театр «У Моста» проводит с 1 по 8 октября в своем родном городе.
151 фестиваль и второй МакДонах-фест
Второй Международный фестиваль МакДонаха в Перми (1-8 октября 2016 года) обещает стать столь же искренним и живым, как постановки театра «У Моста» – его открытие планируется провести в стиле ирландского праздника, а рыжеволосые красавицы-актрисы федотовской труппы уже готовы станцевать с гостями праздника.
Известный драматург не жалует своим вниманием территории дальше Голливуда, но Пермь стала столицей фестиваля его пьес, и в наступающем октябре уже несколько зарубежных театров будут показывать его пьесы театралам России. Причем в Пермь стремятся приехать и русские, и шотландские, и ирландские театры – в России, в Перми они ищут свое прочтение МакДонаха.
Впервые в истории русского и зарубежного театра Фестиваль МакДонаха был проведен в 2014 году в Перми. Идея создания и проведения Международного театрального фестиваля ирландского драматурга Мартина МакДонаха возникла неслучайно. Театр «У Моста» в лице его основателя и художественного руководителя Сергея Павловича Федотова, является первооткрывателем творчества МакДонаха для российского зрителя. На данный момент театр «У Моста» - единственный театр России, на сцене которого поставлены и с успехом идут все восемь пьес Мартина МакДонаха.
В программе Второго Международного театрального фестиваля Мартина МакДонаха спектакли, семинары, мастер-классы и лекции знаменитых режиссеров, кинопоказы, дискуссии, фотовыставка. Лучшие постановки по пьесам МакДонаха представят на Фестивале в 2016 г. театры из России, Шотландии, Польши, Чехии, Черногории, Ирана, Боснии и Герцеговины, Сербии и Северной Ирландии.
Учредителями фестиваля выступают Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Департамент культуры и молодёжной политики Администрации г. Перми, Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Перми «Пермский театр «У Моста».
Дожди, коты и чудеса
Не только на сцене, но и в жизни труппы «У Моста» - много мистики.
«Дождь часто идет за нами следом, - рассказал журналистам на состоявшейся в ГИТИС-театре пресс-конференции Сергей Федотов. - Можно верить или не верить, но как правило, когда мы играем пьесы МакДонаха во всей силе его черного юмора и ароматов далекой Ирландии, погода тоже становится «ирландской». В чем секрет? Об этом надо спросить не только меня, но и драматурга Мартина МакДонаха, написавшего пьесы, которые мы привезли в Москву, а до того – познакомили всю Россию с его уникальным творчеством».
Особая история произошла на этот раз в Москве в необычным артистом – котом Семеном, одним из героев пьесы «Лейтенант из Инишмора». Котяра удрал, сойдя вместе с труппой театра с поезда, и поклонники театра «У Моста» боялись за премьеру пьесы. Ответ, что будет, если кот не найдется к премьере, висел в воздухе… но Федотов и в этом усмотрел мистический знак судьбы: «Вы спрашиваете нас, приедет ли знаменитый МакДонах на Второй Международный фестиваль его имени? А давайте так – Семен вернется, и МакДонах приедет».
И буквально вчера – новое сообщение: «Семен нашелся! Ровно к 17-00 он вышел на то же место, где мы его потеряли, хотя каждый день его искали по всем закоулкам вокзала!»
Пермский театр «У Моста» - трижды Номинант и Лауреат Российской Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», обладатель 35-ти Гран-При зарубежных фестивалей, Чемпион Индийской театральной Олимпиады, участник 151 международного фестиваля, входящий по рейтингу журнала FORBES в десятку лучших театров России. По версии журнала Yell.ru театр «У Моста» занимает четвертое место в рейтинге лучших российских театров.
Основатель и художественный руководитель театра «У Моста»: Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат премии «Золотая Маска», Лауреат премии Правительства РФ, Лауреат Строгановской премии – Сергей Федотов.