Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:15
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Государство и религия в Турции

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Без сомнения, 15 июля текущего года стало поворотным пунктом в истории современной Турции, за которым последуют глубокие изменения в общественно-политической жизни страны.

Турецкое общество много веков стояло на трех китах: народ, государство, религия. Вершины этого треугольника на протяжении всей турецкой истории были очень тесно переплетены между собой многочисленными связями, но они были существенно ослаблены в кемалистский период. Место религии было оттеснено глубоко на задний план, а вместо этого была выстроена система взаимоотношений между светским государством и народными массами, основанная на теории и практике лаицизма, направленного на освобождение общества от религиозного влияния и выстраивания чисто светского государства.

Гарантом светскости в Турции все эти годы оставалась армия, которая при возникновении малейшей угрозы светскости общественного строя брала бразды правления в свои руки и возвращала их только тем, кто мог противостоять усилению религиозного влияния в турецком обществе. Государственные перевороты происходили в Турции периодически в 1960, 1971, 1980, а последний случился в 1997 году, который был назван «бархатным». В ходе последнего переворота не был распущен парламент и не было внесено существенных изменений в конституцию, но военные добились отставки тогдашнего премьера Неджметдина Эрбакана, который представлял Партию Благоденствия («Рефах»). Главными обвинениями Эрбакану были выдвинуты отступления от заветов Мустафы Кемаля Ататюрка, нарушения принципов светскости государства и планы по «мягкой» исламизации гражданского общества. Дело не ограничилось отставкой правительства, партия «Рефах» была запрещена и ликвидирована, к тюремному заключению был приговорен мэр Стамбула Реджеп Тайип Эрдоган. Очевидно, что именно эти события оставили глубокий след в жизни будущего премьера и президента Турции, который быстро вернулся к активной политической жизни, но уже в составе новой Партии справедливости и развития (ПСР).

ПСР была образована в 2001 году бывшими членами «Рефаха» и уже в 2002 году победила в ходе парламентских выборов и получила абсолютное большинство мест в парламенте. Ее успех в ходе этих и последующих выборов (2007,2011, 2015 гг.) продиктован тем, что за нее голосует религиозно ориентированная часть турецкого общества, которая сформировалась, начиная с 50-х гг., в результате культурной и религиозной просветительской активности многочисленных идеологических движений. Во главе этих движений стояли Саид Нурси, Сулейман Хильми, Фетхулла Гюлен и многие другие духовные авторитеты. Благодаря их деятельности маятник общественно-политического интереса в Турции медленно, но верно, продолжил свое движение к возрождению роли религии в обществе. Религиозная активность подкреплялась националистическими и пантюркистскими настроениями, которые уходят своими корнями в воспоминания о великом прошлом Османской империи - Блистательной Порты. Сама же Партия справедливости и развития, ставшая главной опорой Реджепа Тайипа Эрдогана, превратилась в консервативную исламистскую партию.

Эрдоган и во время своего премьерства (2003-2014), и во время нынешнего президентского правления, хорошо помнил уроки «бархатного» переворота, жертвой которого он стал лично. Именно поэтому все эти годы он не только делал все возможное для отстранения военных кругов от политики, но и периодически инициировал проведение расследований о преступлениях совершенных военными. Известно, что еще до путча 15 июля сотни высокопоставленных военных чиновников были арестованы или уволены из вооруженных сил, а в настоящее время, когда счет пошел на тысячи в армии, и на десятки тысяч во всех остальных государственных структурах (СМИ называют цифру в 50 тысяч служащих), то совершенно очевидно, что на их место встанут те, кто поддерживают Эрдогана и его идеи.

Сегодня еще многие не хотят осознать, что в основе происходящих в турецком обществе коренных изменений, лежит стремление масс народа вернуться к своим историческим и культурным корням, воссоздать значимость Турции как носителя идей пантюркизма и панисламизма. При всем светском характере государства турки никогда и нигде не переставали идентифицировать себя как мусульмане, поскольку для Турции светскость и лаицизм не означали отсутствие веры или атеизацию. Более того, 5 с лишним миллионов послевоенных турецких мигрантов, проживающих в Европе и США, абсолютно не теряют своей религиозной идентичности даже во втором-третьем поколениях, наоборот, именно турки построили первые мечети в Германии, Австрии, Нидерландах и других странах. Естественно, что при такой религиозной стойкости турецкое общество, которое чувствует ослабление светского характера государства, с еще большей энергией устремится к укреплению своих религиозно-духовных корней.

Еще одним свидетельством усиления религиозного фактора является то, что 75% электората, который голосует за Партию справедливости и развития, являются активными верующими, поэтому и голоса они будут отдавать тем кандидатам в члены парламента, которые демонстрируют свою религиозность. В ходе будущих выборов число мест в парламенте, принадлежащих Партии справедливости и развития, возрастет, и высшая законодательная власть, вместе с президентом, будет двигаться в русле усиления религиозности.

Конечно, Турция не станет исламским государством, наподобие Ирана, Саудовской Аравии, Афганистана и др., светский характер государства сохранится, но влияние исламского фактора на внутреннюю и внешнюю политику государства неизбежно усилится, и это станет главным признаком исламизации Турции.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама