Будущее «Транснефти» практически определено
Несмотря на все разговоры о диверсификации, нефтяная отрасль остается становым хребтом российской экономики. А нефтянка это не только добыча, но и транспортировка. При этом все трубопроводы в стране принадлежат компании «Транснефть», которая, пользуясь своим монопольным положением, диктует свои правила игры всем нефтяным компаниям — крупным и мелким.
Сложилась такая конфигурация в виду того, что трубопроводы стали единственной частью советской нефтянки, которую никак не коснулась приватизация. Для закрепления существующего положения на рынке транспортировки нефти «Транснефти» был подобран соответствующий начальник — генерал-майор КГБ Николай Токарев, ранее возглавлявший «Зарубежнефть», замешанную в скандалах с иракским сырьем.
Но в этом году Токареву исполняется 66, и в правительстве все чаще задумываются над тем, кто придет ему на смену. В последние дни всплыла кандидатура вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в Белом доме топливно-энергетический комплекс. Дворкович уже заседал в Совете директоров «Транснефти» в 2004-2008 гг.
В ту пору нынешний вице-премьер отметился активным лоббированием интересов бизнесмена Зиявудина Магомедова. Именно тогда фирма «Стройновация», подконтрольная Магомедову, стала получать крупные заказы от госкомпании. Например, произвела замену 1,2 тысячи километров магистрального нефтепровода и участвовала в строительстве трубопроводной системы ВСТО-1.
Так что, если Дворкович станет главой «Транснефти», то это будет не форма почетной отставки, а серьёзная работа по укреплению позиций Магомедова, которого он знает со студенческой скамьи. При этом бизнесмен и сейчас вполне комфортно чувствует себя в отношениях с монополистом. Его структуры, в частности, контролируют вместе с «Транснефтью» Новороссийский морской торговый порт.
Очевидно одно — назначение Дворковича поставит крест на планах реформирования «Транснефти», превращения ее в прозрачную современную компанию. Ведь многочисленных клиентов монополиста не устраивает такое положение дел, когда они вынуждены платить непонятно за что. Только допуск всех участников рынка к управлению «Транснефти» может обеспечить справедливое формирование тарифов.
Смогла же «Транснефть» пойти на подобную схему в рамках «Каспийского трубопроводного консорциума», в которой у нее только 24% акций, а держателями остальных являются другие участники проекта. Следовательно, реформирование «Транснефти» возможно, хотя и не при нынешнем руководстве.
Пока же компания остается монополистом, тарифообразование непрозрачным, а инвестиционные планы сомнительными. Например, участники рынка были шокированы тем, что «Транснефть» купила апартаменты в «Москва-сити» стоимостью свыше 300 миллионов долларов. Зачем компании этот непрофильный актив совершенно непонятно. И за все это удовольствие должны платить клиенты «Транснефти».
Кроме того, у многих клиентов возникают вопросы по поводу бизнеса семьи Токаревых. Известно, что его зять через хорватские фирмы владеет курортом на острове в Адриатическом море, а фирма его дочери этим летом с неясными целями приобрела за 390 миллионов рублей дом на Остоженке. Что позволяет семье Токаревых жить на широкую ногу совершенно понятно — монопольное положение «Транснефти» на рынке.
Вряд ли с приходом Дворковича в этом плане что-то изменится. Главным бенефициаром его назначения станет Магомедов, а «Транснефть» будет продолжать выполнять не роль сервисной компании, а роль структуры, действующей в интересах кого угодно, только не в интересах клиентов.