Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Что даст Турции война против Сирии?

Вот и сбылась мечта международной коалиции против ИГИЛ, возглавляемой США. Наконец-то одна из стран-участниц - Турция - начала наземную операцию в Сирии.

О необходимости начать наземную операцию и сместить президента Башара Асада, Эрдоган заявлял еще весной 2015 г., ожидая получить от США многомиллиардную военную и финансовую помощь. Но в то время ему договориться не удалось, поскольку американцы проявили понятную сдержанность, а потенциальные «инвесторы» в лице Саудовской Аравии и Катар отнюдь не желали, чтобы Анкара заняла лидирующую позицию в завершении сирийского кризиса и заработала на этом большие дивиденды.

С тех пор прошло полтора года. За это время Эрдоган сумел поссориться и вновь подружиться с Путиным, попытался договориться с Евросоюзом относительно прекращения потока эмигрантов в обмен на 6 млрд. евро, пережил попытку военного переворота, создал напряженность в своих отношениях с США. Кроме этого, Турция переживает непрерывную серию террористических атак, которые охватили не только восток страны, но и оба главных города Анкару и Стамбул. Казалось бы, в такой сложной ситуации для лидера страны было бы логичным добиться стабилизации внутри страны, однако он решил ввязаться в очередную международную авантюру, которая, без сомнения, принесет стране полосу серьезных испытаний.

В 4 часа утра 24 августа вооруженные силы Турции начали операцию под названием «Щит Евфрата», целью которой было объявлено освобождение города Джераблус от боевиков ИГИЛ (запрещенная в России) и курдских повстанцев, а также защита безопасности Турции от террористов. Совершенно очевидно, что эти лозунги были необходимы для подъема военно-патриотических настроений населения Турции в борьбе против террористов, которые представляют ИГИЛ и Рабочую партию Курдистана.

У подобных операций не может быть только одной явной причины, всегда есть и оборотная сторона медали. Совершенно очевидно, что подобная операция не могла быть начата без согласия США, поскольку турецкие и американские самолеты совместно обеспечивают поддержку сухопутных войск и танковых подразделений с воздуха. В этот же день в Анкару прибыл вице-президент США Байден, известный своими милитаристскими настроениями. Поэтому за военной авантюрой видны «длинные уши» заокеанского союзника. Кроме того, наземная операция началась после того, как стало понятно, сирийские правительственные войска неизбежно освободят второй по значимости сирийский город Алеппо, расположенный в 120 км от Джераблуса, и постепенно восстановят контроль над северной частью Сирии. Тогда намерения Турции обеспечить контроль над курдской частью Сирии, тем более свергнуть Башара Асада, станут трудно осуществимыми, и Турция получит в качестве противника не только сирийский режим, но сильную курдистанскую армию, которая выражает неприкрытую враждебность по отношению к Турции.

Операция «Щит Евфрата» стала полной неожиданностью и для российского руководства, которое молчало целый день, и только под вечер департамент информации и печати МИД дал очень короткий комментарий, в котором выразил глубокую обеспокоенность Москвы происходящим в районе сирийско-турецкой границы и тревогу возможностью дальнейшей деградации обстановки в зоне конфликта. Совершенно очевидно, что в данной обстановке главной будет оценка пресс-секретаря российского президента Пескова. Можно предположить, что она не будет выглядеть как очередной «удар в спину» из-за сбитого российского истребителя, но нечто подобное в отношении этой операции должно прозвучать. Путин в ходе «примирительной» встречи в Санкт-Петербурге не мог не спросить Эрдогана о его планах в отношении Сирии и вряд ли выразил согласие на начало наземной операцию турецкой армии. Вероятно, президент России во второй раз наступил на «грабли» Эрдогана после переговоров в Анталье в сентябре 2015. Поскольку российские военнослужащие при этом не пострадали, обострения российско-турецких отношений ожидать не стоит, но теперь они будут развиваться в русле дипломатических каналов, а не в ходе прямых встреч.

Поддержат ли новую войну сами турецкие граждане? Это будет зависеть от того, обеспечит ли эта операция действительный «щит» от террористов. Начало военных действий, как правило, обостряет проблему терроризма в любой стране. Теперь подрывники будут не просто взрывать различные объекты в турецких городах, а вести ответную войну против своего врага. Жертвами, в конечном результате, могут стать сотни и тысячи мирных и невинных граждан Турции, что вызовет новую волну недовольства действия президента Турции, который и сейчас, несмотря на видимую популярность, испытывает мощный вотум недоверия со стороны «светской» части населения, недовольной политикой исламизации общественной жизни и внешней политики Турции. При серьезной дестабилизации безопасности и экономики страны новая волна «цветных революций» или «арабской весны» может подняться в Турции и смести Эрдогана.

Полная версия