Чтобы что-то хорошо запомнить, нужно поспать
Французские психологи из Лионского университета провели исследование, которое показало, что память работает лучше, если после процесса обучения лечь спать. Причем, так лучше работает долговременная память – т.е. информация запоминается дольше.
В эксперименте ученых приняли участие 40 взрослых людей. Их разделили на «спящую» и «бодрствующую» группу. Всем участникам эксперимента предложили выучить 16 слов на языке суахили в течение двух уроков. У «спящей» группы первое занятие было вечером, затем они отправились домой спать, а утром повторили урок. У «бодрствующей» группы расписание было другим: первое занятие у них было утром, а второе – вечером в этот же день.
Через 12 часов участники из одной и другой группы должны были воспроизвести перевод слов с языка суахили на французский.
Оказалось, что у участников из той группы, которые занимались вечером, потом спокойно спали всю ночь, а утром занялись повторением, память работала лучше: они запомнили 10 из 16 слов. А вот результат учеников «бодрствующей» группы оказался хуже: они запомнили в среднем 7 из 16 слов.
О результатах своего эксперимента авторы сообщают в свежем номере журнала Psychological Science.
Вообще, психологи и нейропсихологии любят давать рекомендации по поводу того, как лучше запомнить ту или иную информацию или как улучшить работу долговременной памяти.
Например, недавно нидерландские ученые из Университета Неймегена выяснили, что память работает лучше, если через четыре часа после того, как вы интенсивно что-то учили, позаниматься спортом. Здесь принципиально то, что к спорту необходимо приступать не сразу, а через четыре часа. Правда, почему важен именно этот промежуток времени, ученые ответить пока затрудняются.
В 2014 году нейрофизиологи из Нью-Йоркского и Пекинского университетов выяснили, почему нужно хорошо выспаться, чтобы запомнить новую информацию. Об этом правиле слышали, наверное, все школьники и студенты.
Оказывается, во время сна в префронтальной коре головного мозга начинают активно расти дендритные шипики – мембранные выросты, которые образуют новые межнейронные связи (синапсы). На образовании этих связей и основан процесс обучения и запоминания.