Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Саммит Организации исламского сотрудничества в Стамбуле: итоги

14-15 апреля в Стамбуле состоялся 13-ый саммит Организации исламского сотрудничества (ОИС) под девизом «Единство и солидарность в борьбе за справедливость и мир».

В саммите приняли участие представители 56 мусульманских государств, в числе которых присутствовали 30 высших руководителей. Россия состоит в ОИС в качестве наблюдателя и была представлена лишь Послом по особым поручениям МИД России. Среди лидеров постсоветских государств, членов ОИС, на саммите присутствовали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Азербайджана Эльхан Алиев, а вот участие президента Белоруссии Александра Лукашенко стало неожиданностью, поскольку эта республика ни по численности мусульман, ни по географической близости не имеет отношения к исламскому миру.

Итоговое заявление

В итоговом заявлении саммита, которое было подготовлено в ходе предварительного заседания Совета министров иностранных дел ОИС, участники выразили поддержку процессу политического урегулирования в Сирии, который проходит под эгидой ООН, а также призвали мировое сообщество и членов ОИС поддержать те страны, которые принимают сирийских беженцев, включая Турцию.

В итоговом заявлении участники выразили свою позицию по ситуации в Йемене и Ливии. На саммите была выражена поддержка законному президенту Йемена Абд Раббо Мансуру Хади, все участники одобрили усилия по урегулированию йеменского кризиса мирным путем при соблюдении международных норм и правил и на основании резолюции 2201 Совета безопасности ООН.

ОИС заявила о невмешательстве во внутренние дела Ливии и запрете на поставки оружия противоборствующим сторонам, поддержав решения, достигнутые в Марокко в декабре 2015 г., в результате чего было сформировано правительство национального согласия во главе с Фаизом ас-Сарраджем.

В итоговом заявлении содержится призыв к Армении «немедленно и полностью» вывести свои войска из азербайджанского региона Нагорный Карабах, высказана поддержка «справедливого дела турок-киприотов» и предлагается провести переговоры с международным участием для полного урегулирования ситуации на севере Кипра.

Однако окончательный текст итогового заявления еще не опубликован, поскольку иранская делегация выступила против включения в него пункта, осуждающего нападения на дипломатическое представительство Саудовской Аравии в Тегеране и Мешхеде, которые произошли в январе 2016 после того, как саудовские власти казнили известного шиитского деятеля Нимра ан-Нимра.

Внутренние противоречия

В ходе работы саммита еще более проявились противоречия, существующие в исламском мире между отдельными странами и между представителями различных течений.

Турция приняла формальную функцию главы ОИС на ближайшие два года от Египта, который возглавлял ее после проведения 12 саммита в Каире в 2013 г. Однако сам президент Египта лично не присутствовал на саммите в Стамбуле, а президент Турции Эрдоган не стал обмениваться рукопожатиями с главой египетской делегации министром иностранных дел Самихом Шукри. Этот эпизод ясно показывает, что турецко-египетские отношения находятся на кризисном уровне, поскольку Турция до сих пор считает, что Абдель Фаттах ас-Сиси пришел к власти в результате военного переворота, свергнув всенародно избранного представителя «Братьев-мусульман» Мухаммада Мурси. Кроме того, и сам Эрдоган очень настороженно относится к военным как внутри своей страны, так и во главе других государств, в частности к бывшему египетскому генералу ас-Сиси.

Но более глубинный конфликт раздирает государства ОИС в отношениях с Ираном, поскольку к этому примешивается конфессиональный фактор, разделяющий мусульман на суннитское большинство и шиитское меньшинство (около 10%).Шиитский Иран находится в постоянном противоречии с Саудовской Аравией, а частные конфликты, связанные со столкновениями иранских паломников в Мекку в 1987 г., казнью шиитского проповедника в Саудовской Аравии в 2015 г. и другие, приводят к периодическому разрыву дипломатических отношений между этими двумя борющимися за лидерство в исламском мире государствами. Кроме того, в регионе Ближнего Востока Саудовская Аравия является главным союзником США, а Иран их главным противником, и даже недавнее смягчение западных санкций по отношению к Ирану не меняет расклада политических приоритетов обеих стран.

Претензии Турции на лидерство в исламском мире

Президент Турции Эрдоган, приняв саммит ОИС и формально возглавив эту организацию на два года, сделал в ходе своего выступления несколько важных заявлений, свидетельствующих о его практических намерениях выступить на передовые позиции в исламском мире. Турция проявляет явную заинтересованность в разрешении сирийского кризиса с пользой для себя, которая заключается в свержении Башара Асада и установлении более лояльного Турции режима, что позволило бы решить задачу строительства нефте- и газопровода из стран Аравийского полуострова через Сирию и Турцию в Европу. Поэтому он стремится усилить роль ОИС в решении сирийской проблемы и даже готов выделить два миллиона долларов в Фонд специальных проектов этой организации.

Еще более претенциозным является заявление Эрдогана о том, что исламский мир, составляющий четверть населения земного шара, должен быть представлен в числе пяти постоянных членов Совета безопасности ООН. «Наш мир больше пяти государств». Совершенно очевидно, что эти амбициозные претензии будут оставлены без внимания мировыми лидерами, но уже само это заявление показывает, что Эрдоган замахивается на реформирование существующего миропорядка в пользу мусульманского мира.

Эрдоган призвал мусульманские страны самим начать совместную борьбу против терроризма, создать под эгидой ОИС межгосударственный орган по борьбе с международным терроризмом, а также центр ОИС по координации органов правопорядка, который уже стали называть «исламским Интерполом».

Наконец, не преминул Эрдоган затронуть и проблему Крыма в контексте поддержки мусульман на Кипре, Балканах, в Юго-Восточной Азии и Африке. Он призвал исламское сообщество не молчать относительно аннексии Крыма и поддержать мусульман этого полуострова, что является вызовом против России.

Станут ли заявления Эрдогана основанием для принятия новых решений со стороны ОИС, мы увидим в будущем.

Полная версия