Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Станет ли ирано-саудовский конфликт очередной войной на Ближнем Востоке?

Прямая конфронтация между Ираном и Королевством Саудовская Аравия (КСА), обостряющаяся на фоне сирийского конфликта, действий ВВС КСА в Йемене, многолетнего глубочайшего кризиса в отношениях между суннитами и шиитами в Ираке, показывает, что скрытая вражда между двумя государствами, каждое из которых пытается претендовать на лидерство в мусульманском мире, переходит на грань открытого столкновения. Как известно из истории, разрыв дипломатических отношений имеет символическое значение. Как правило, такие действия предпринимаются одной из сторон, когда она уже готова вступить в непосредственный конфликт с другой.

Принимая во внимание историческую глубину конфронтации КСА и Ирана, которая является современным политическим воплощением многовекового противостояния суннизма и шиитства, можно предположить, что формальный повод в виде казни одного из шиитских проповедников в Саудовской Аравии может привести к открытой конфронтации между двумя богатейшими и наиболее вооруженными ближневосточными государствами. Скрытая война между саудитами и иранцами до сих пор протекала опосредованно через поддержку Ираном шиитов и других религиозных групп, близких им политически, с одной стороны, и через помощь саудитов антишиитским группам. Эта война происходит в Ливане, Ираке, Сирии, Йемене.

Осмелюсь предположить, что сам корень религиозно-политического противостояния между суннитами, которые после смерти Пророка Мухаммада придерживались принципа выборности главы мусульманской общины, и шиитами, которые ведут линию властной иерархии в виде имамата от родственника Пророка Али и его сыновей Хасана и Хусейна, давно уже перестал играть какую-либо роль в отношениях между суннитами и шиитами. Ведь практически изначально отсутствует сам предмет конфликта в виде главы мусульманской уммы, расколовшейся не на 73 течения, как предсказывал Пророк Мухаммад, а на несколько сотен, и ни одна из них пока не стала той самой праведной, которой уготовано место в раю.

Сегодня и шииты, и сунниты воюют за самые тривиальные политические и финансовые интересы, и одним из главных камней преткновения была и остается нефть, которая кормит весь Ближний Восток. Когда нефть падает в цене, все политические конфликты неизбежно обостряются, поскольку никакая власть не хочет признать себя ответственной за падение уровня жизни своего населения. При этом, очевидно, что власть пытается сделать виноватым кого-то другого.

Вот и обострились отношения между Ираном и Саудовской Аравией. У каждого из двух государств есть опыт военных действий в Ираке, Йемене, но до прямых столкновений дело не доходило. Но складывается ощущение, что воинственные настроения уже наполнили котел до краев, и осталась только одна капля, которая выплеснет его на народы этих стран.

Полная версия