Китай поддержит развитие крупнейшего транспортного центра на Южном Урале
В рамках недавнего визита в Китай делегации Челябинской области под руководством губернатора Бориса Дубровского прошли переговоры с руководством нескольких крупных китайских компаний. Главным итогом визита стала договоренность о подготовке и подписании соглашений по поставкам сельхозпродукции и по развитию транспортно-логистического комплекса «Южноуральский».
«Рабочая поездка в Китай прошла насыщенно. Определены сроки выхода на инвестиционное соглашение с цементной компанией CONCH по строительству цементного завода. Надеюсь, что наша командировка дала новый импульс этому проекту. Очень эффективно прошли переговоры с руководством провинции Шэньси. Запланировано подписание базового соглашения между нашими регионами в апреле-месяце 2016 года, а также двустороннего соглашения между ТЛК «Южноуральский» и аналогичным комплексом в Шэньси, - сообщил Борис Дубровский на аппаратном совещании в областном правительстве. - Также будут подготовлены и подписаны соглашения между министерствами сельского хозяйства наших регионов и отдельный договор об обмене продукцией».
Одним из центральных событий визита стало совещание «Экспортный и инвестиционный потенциал Челябинской области на пространстве ШОС через призму новых логистических возможностей ТЛК «Южноуральский».
Напомним, что в июне 2012 года Совет глав ШОС одобрил предложение Делового Совета о создании транспортно-логистических комплексов. Тогда же проект поддержал президент России Владимир Путин. Уже в сентябре 2013 года в Челябинской области вблизи железной дороги и автотрассы М-36 началось строительство ТЛК «Южноуральский» (площадку под строительство предоставило правительство региона). А уже в 2015 году комплекс принял первые грузы из Китая. Так, он дал начало новому транспортному коридору: Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай - Республика Казахстан - Челябинская область.
Как ранее отмечал Борис Дубровский, ТЛК «Южноуральский» - это не только масштабный транспортный коридор из Китая через Казахстан в Россию, но и основа для создания в этих регионах новых производственных площадок, возможность существенно увеличить товарооборот, обеспечить обмен высокими технологиями.
«В три с половиной раза, с 36-ти до 10-ти дней, сокращены сроки доставки грузов из центральных и западных районов Китая в Россию. У нас этот новый коридор сравнивают с Северным морским путем. Китайские коллеги справедливо называют его возрождением Великого Шёлкового пути», -отмечал в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме-2015, который прошел летом нынешнего года, Борис Дубровский.
Как считает председатель Комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, развитие ТЛК «Южноуральский» является очень перспективным проектом.
«Китай стремится поставлять товары в Европу, и он это успешно делает - поставляет свою продукцию, в том числе и морским транспортом через Суэцкий канал. Но этот канал имеет невысокую пропускную способность, к тому же сроки доставки грузов по такому пути достигают сорока дней. Через Россию этот срок может сократиться до одной недели, а если мы модернизируем транспортную систему, то это может быть даже пять дней», - отметил в разговоре с корреспондентом Infox.ru Анатолий Аксаков.
По его словам, Россия становится хорошим экономическим партнером для Китая по многим направлениям. «Это касается, в том числе и сельскохозяйственной продукции, поскольку у нас хорошая репутация на этом рынке, мы производим хорошую, экологически чистую продукцию. К тому же, поскольку мы с Китаем являемся соседями, для Китая становится все более выгодным инвестировать в российское производство, производить продукцию в России, а потом часть экспортировать в Китай. Учитывая емкость китайского рынка (а численность населения Китая достигает почти полутора миллиардов человек), то рынок там неограничен. И в будущем он будет только расти», - говорит Анатолий Аксаков.
Действительно, необходимо отметить, что Челябинская область хорошо развивает отношения с Китаем, в отличие от своих соседей, и это надо только приветствовать, особенно сегодня, когда России приходится «поворачивать на Восток», считает доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский.
«Челябинская область, несмотря на то, что находится далеко от Китая, более готова к этой ситуации, чем другие регионы. Очень важно, что регион пошел на этот шаг. Ведь в целом, инвестиционное сотрудничество с Китаем у России слабое. Доля российских инвестиций на китайском рынке не превышает 0,02 %, а китайские инвестиции в России также составляют менее 1%. Конечно, нельзя не отметить включение китайской валюты в корзину обязательного резервирования по указанию МВФ. То есть теперь юань наряду с долларом, евро, фунтом стерлингов и японской иеной входит в корзину обязательного резервирования. И это перестраивает всю мировую карту финансовых отношений, в том числе и с Россией», - отметил в беседе с корреспондентом Infox.ru Андрей Островский.
По мнению директора Центра исследований международной торговли РАНХиГС, кандидата экономических наук Александра Кнобеля, существует хорошая перспектива развития экономического сотрудничества между Россией и Китаем на региональном уровне.
«Китай является, безусловно, значимым партнером для России. Хорошо, что у Челябинской области есть возможность налаживания с Китаем экономических отношений. А если у области есть возможности привлечения инвестиций и ведения торговли с КНР, то здесь перспективы неограниченные», - отметил в беседе с корреспондентом Infox.ru Александр Кнобель.