Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Это очень важно, что существует такой фестиваль Вивачелло»

В Москве прошел VII фестиваль виолончельной музыки Vivacello, на который приехали звезды и виртуозы виолончельного искусства со всего мира. И снова фестиваль поразил своей креативностью.

«Я третий раз участвую в этом фестивале. Для меня этот фестиваль отличается от остальных (кстати, в России это единственный фестиваль виолончельной музыки, ред.) невероятной креативностью. Здесь я не знаю, что меня ждет. Каждый фестиваль раздвигает рамки возможного, и каждый раз это работает, и этот риск оправдывается. Каждый год здесь выступают новые люди и всегда потрясающий состав исполнителей», - говорит известный скрипач Борис Бровцын.

Спектр виолончельной музыки, представленной на всех четырех площадках нынешнего фестиваля, а это Зал Чайковского, Мультимедиа Арт Музей, Третьяковская галерея (зал Врубеля), Малый зал Консерватории – огромный. На Vivacello можно услышать все - от старинной музыки до современной, в том числе и очень редкие произведения.

«Нам не хотелось быть банальными. Наша программа очень разнообразна. К тому же, мы взяли произведения не так часто исполняемые. Например, октет для струнных Джордже Энеско. Это очень редко исполняемое произведение», - рассказывает художественный руководитель фестиваля, известный виолончелист Борис Андрианов.

На каждом Vivacello, кроме академической музыки можно услышать и что-то совсем авангардное. Например, в 2013 году на фестиваль приезжал музыкант и композитор Джованни Соллима, который исполняет виолончельную музыку в очень ярком, современном, прогрессивном стиле.

В этом году в Мультимедиа Арт Музее прошел концерт виолончелиста- импровизатора, джазиста Штефана Брауна. «Это уникальный человек, все, что он творит, это очень интересно и необычно», - добавляет Борис Андрианов.

Среди современных произведений на нынешнем Vivacello прозвучала «Тихая молитва» Гии Канчели, написанная им в 1992 году и посвященная 60-летию Гидона Кремера и 80-летию Мстислава Ростроповича. Интересно, что в одной из частей «Тихой молитвы» звучит детский голос, по словам Гии Канчели, это «как проблеск надежды, без которой сама жизнь, если неневозможна, то, по крайней мере, неполноценна».

Среди других современных произведений, прозвучавших на фестивале, - Concerto grosso №2 для скрипки и виолончели с оркестром Альфреда Шнитке. Очень эмоциональное и мощное, это произведение построено на диалоге и часто споре старинной музыки с современным миром.

«Concerto grosso Шнитке ставит перед нами в полный рост проблему: как было бы здорово создать модель идеального, прекрасного прошлого, прекрасного, как музыка Вивальди, и жить в этой модели и радоваться, отгородившись от того, чем нас пугает современный мир. Но, если посреди современного мира эту модель взять и создать, как сделал Шнитке в этом своем сочинении, то получается совсем не то, что ожидали. Эта модель начинает активно действовать, она выходит из-под контроля, и начинаются события, чреватые скандалом или даже катастрофой. Это все происходит в музыке Шнитке. Нужны титанические усилия, чтобы привести эти противоречия к компромиссу. Шнитке это делает», - рассказывает музыкальный критик Артем Варгафтик.

Нельзя не отметить и мировую премьеру композиторского произведения на фестивале. В этом году это было смелое произведение Александра Розенблата Jazz Rockoco вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского для виолончели с оркестром.

Интересно, что Борис Андрианов пригласил на нынешний Vivacello совсем молодых музыкантов. На открытии фестиваля выступил японский вундеркинд скрипач Ренносуке Фукуда, которому всего 16 лет. А на закрытии можно было увидеть выступление 18-летнего виолончелиста Джонатана Роузмана из Нидерландов (музыкант получил VI премию на нынешнем конкурсе Чайковского).

Поэтому Vivacello – это не только разная музыка, но и совершенно разные исполнители, абсолютных разных поколений. А это значит, что виолончельная музыка продолжает жить.

«Это очень важно, что существует этот фестиваль. Мы с Борисом Андриановым - ученики Давида Герингаса, который был учеником Мстислава Ростроповича. И у Ростроповича всегда был посыл, что виолончельная музыка должна жить, должна продолжаться. Этот фестиваль как раз и выполняет эту миссию», - говорит известный виолончелист и участник нынешнего Vivacello Тимоти Парк.

Полная версия