Территории опережающего социально-экономического развития могут появиться уже в будущем году в трех закрытых административно-территориальных образованиях Челябинской области, так называемых атомных городах – Снежинске, Озерске и Трехгорном.
В ближайшее время совместно с «Росатомом» южноуральский кабинет министров планирует направить заявку в правительство Российской Федерации.
«Продолжается совместная работа с «Росатомом» по созданию территорий опережающего развития в южноуральских закрытых административно-территориальных образованиях, – отметил губернатор Челябинской области Борис Дубровский. – В соответствии с поправками в федеральном законодательстве предусмотрено, что создание таких ТОРов в закрытых городах возможно с 2016 года. Этими поправками нам дан шанс, и нужно им грамотно и профессионально воспользоваться».
На совещании с руководством «Росатома» и региональным министерством экономического развития губернатору представили концепцию создания территорий опережающего развития (ТОРов) в трех южноуральских закрытых городах.
В концепции уже определены специализации для каждого из них. В Озерске будет сделан акцент на развитие новых технологий и материалов, в Снежинске будет производиться продукция для нефтегазового и энергетического секторов, в Трехгорном планируется развивать станкостроение и точное машиностроение. Также определены девять площадок для потенциальных инвесторов общей площадью почти сто гектаров.
«Подобраны потенциальные резиденты ТОРов – около 30-ти проектов, которые по большому счету находятся в ситуации «низкого старта». Все проекты, площадки и концепции получили согласование в «Росатоме», – сообщил начальник Управления по работе с регионами государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Александр Харичев. – Благодаря территориям опережающего социального развития в Челябинской области будут созданы новые предприятия, рассчитанные прежде всего на импортозамещение».
Как считают эксперты, территории опережающего развития способны стать локомотивом для экономики Челябинской области – появятся новые производства и «умные» рабочие места. Участие в ТОРе выгодно и инвесторам: статус резидента позволит реализовывать проекты на выгодных условиях за счет особого налогового режима – это нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, обнуление налога на имущество и земельного налога, а также пониженные ставки по страховым взносам: в Пенсионный фонд – 6%, в Фонд социального страхования – 1,5%, в ФОМС – 0,1%.
В будущем территории опережающего развития планируется создать не только в «закрытых» городах. Такая возможность законодательно предусмотрена для моногородов региона с наиболее сложным социально-экономическим положением – это Аша, Бакал, Верхний Уфалей, Карабаш, Миньяр, Нязепетровск, Усть-Катав.
Стоит добавить, что на территории Челябинской области в скором времени будет реализован масштабный инфраструктурный проект в рамках создания высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин, который сыграет важную роль и для территорий опережающего развития. Маршрут этого транспортного коридора пройдет между Челябинском и Екатеринбургом в непосредственной близости к Снежнинску и Озерску. Безусловно, развитие транспортной инфраструктуры сделает данные города и территории опережающего развития еще более привлекательными для инвесторов.
Заместитель Управления по работе с регионами государственной корпорации «Росатом» Карен Малхосян сообщил корреспонденту Infox.ru, что в настоящее время «Росатом» совместно с правительством Челябинской области подготовил концепции проектов, которые в ближайшем будущем будут отправлены на рассмотрение в федеральные органы.
«Эти концепции мы разрабатывали в сотрудничестве с администрацией городов, руководителями предприятий, с привлечением местных экспертов и предпринимательского сообщества. На сегодняшний день эти концепции подготовлены. У нас есть понимание того, какие инвестиционные проекты могут реализовываться на этих территориях. Эти проекты мы рассматривали на совещании с губернатором Челябинской области, и там они были одобрены. Безусловно, территории опережающего развития могут стать локомотивом экономики всего региона. Правовой режим предпринимательской деятельности на таких территориях – это мощный инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона», - подчеркивает Карен Малхосян.
Как отметил в беседе с корреспондентом Infox.ru заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, инструмент создания территорий опережающего развития является интересным.
«Важно, чтобы такие территории представляли собой кластеры, а не были бы изолированными от остальной экономики. Хотелось бы, чтобы этот инструмент постепенно трансформировался на систему развития экономики региона в целом», - считает Александр Широв.
Инструмент создания территорий опережающего развития является эффективным, считает кандидат экономических наук, зав. лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Вера Баринова. «В случае успешной реализации проекта территорий опережающего развития – это дополнительные рабочие места, инвестиции, инфраструктура, положительные экономические и социальные эффекты», - отмечает Вера Баринова.
Напомним, что впервые идея создания территорий опережающего развития прозвучала в послании президента России Владимира Путина Федеральному Собранию в 2013 году. В декабре 2014 года был принят федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Под территорией опережающего социально-экономического развития понимается часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Согласно федеральному закону, территория опережающего развития создаётся на 70 лет по решению правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок её существования может быть продлён также по решению правительства.