Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Борис Андрианов: «На Vivacello мы всегда выходим за рамки обычного»

С 18 по 26 ноября в Москве пройдет VII Международный фестиваль виолончельной музыки Vivacello. Арт-директор фестиваля, известный виолончелист Борис Андрианов рассказал Infox.ru о новых музыкальных находках, о Чайковском в стиле джаза и том, как научиться слушать классическую музыку.

- Борис, этот фестиваль Вивачелло будет уже седьмым. Скажите, как за это время он изменился? Какие изменения произошли за этот период в мире виолончельной музыки?

-У нас прошло уже шесть фестивалей Vivacello, это примерно 35-40 концертов. На нашем фестивале побывало множество виолончелистов со всего мира - как молодых, так и уже маститых, известных.

У нас выступали такие выдающиеся виолончелисты, как Стивен Иссерлис, Дэвид Герингас, Михаил Майский, Джованни Соллима, Александр Рудин, Александр Князев, Йоханнес Мозер, Клаудио Борхес, Моника Лесковар, Наталья Гутман. В нынешнем фестивале впервые примут участие Иван Монигетти, Джонатан Роузман, Кристина Блаумане и Джинг Джао.

А что касается виолончельной музыки, то прошел слишком небольшой период, чтобы говорить о каких-то изменениях. Они заметны, скорее, в масштабе столетий.

- Первый фестиваль Vivacello состоялся в 2008 году, за это время концепция фестиваля уже успела сформироваться? Как бы Вы могли ее описать?

- Прежде всего, я хотел бы отметить, что мы все время стремимся к новым формам. Мы не ограничиваемся только концертами виолончели с оркестром, как это обычно принято. Всегда это еще и концерты камерной музыки, и концерты экспериментальные, когда мы выходим за рамки обычного музицирования. Такие экспериментальные концерты всегда связаны с театром или джазом, это может быть кроссовер, когда сочетается классическая музыка и электронная.

Еще очень важная особенность Vivacello – на каждом фестивале происходит мировая премьера какого-то музыкального произведения. Причем, это произведение пишется специально для нашего фестиваля.

В прошлом году был очень удачный опыт с композитором Павлом Кармановым, который написал для нас «Musica con Cello». Это произведение продолжает жить, его исполняют.

- А какая премьера ожидается в этом году?

- Это будет произведение композитора Александра Розенблата «Jazz rockoco вариации» для виолончели с оркестром. Специально для концерта закрытия фестиваля, посвященного Чайковскому, он создал свои вариации на тему рококо Петра Ильича, наполнив его джазовым колоритом. То есть, это вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского в стиле танго, румбы, буги-вуги.

- На каждом фестивале Vivacello можно услышать знаменитые инструменты. Это тоже одна из идей фестиваля?

- Это все не специально, конечно. Дело в том, что выдающиеся музыканты играют на редких и уникальных инструментах. Есть инструменты категории класса А. Например, я уже больше 10-ти лет играю на виолончели знаменитого венецианского мастера первой половины 18 века Доминико Монтаньяна. Он делал потрясающие виолончели. Этот инструмент из государственной коллекции уникальных инструментов.

- Борис, а в чем для Вас особенность виолончели как инструмента?

- У этого инструмента, прежде всего, прекрасный регистр. Высота звука виолончели очень близка к человеческому голосу. Ее диапазон совпадает с той высотой, на которой человек разговаривает. У контрабаса, например, высота ниже. Скрипка, безусловно, «божественный инструмент», но звучит она высоко. У альта же, наоборот, приглушенный тембр. А виолончель – это золотая середина, у нее очень богатый бархатный тембр и широкий диапазон.

- В этом году один из концертов фестиваля будет проходить в зале Врубеля Третьяковской галереи. Почему Вы выбрали именно этот зал?

- Третьяковская галерея довольно часто использует этот зал для концертов. Там, действительно, хорошо проводить концерты. Мы там планируем сделать фестиваль камерной виолончельной музыки в конце мая – начале июня.

- Борис, на Ваши концерты приходит много молодежи. Это большое достижение. Как удалось заинтересовать классической музыкой молодых людей? Например, на концерте Джованни Соллима было так много молодежи, и все реагировали настолько эмоционально.

- Творчество музыканта и композитора Джованни Соллима очень яркое, динамичное, это современный прогрессивный стиль, пример такого хорошего кроссовера - сочетания классической и иной музыки на классических инструментах. И когда думают, «как бы нам приблизить молодежь к классике», то самый хороший пример для этого – это Джованни Соллима. Он очень захватывает и впечатляет.

- По Вашему мнению, что нужно, чтобы открыть для себя мир классической музыки? Необходима ли здесь музыкальная грамотность, или здесь важно что-то еще?

- Музыкальная грамотность не нужна, нужно просто прийти на хороший концерт хорошей музыки, особенно важен исполнитель.

- Вообще, для любого человека классическая музыка это что-то, что проникает в тебя не «по касательной», как развлекательная индустрия. Это что-то сложносочиненное. Музыка инструментальная заставляет человека придумывать какие-то образы, она вызывает какие то чувства, вынимает из тебя что-то, что заставляет работать мышцы душевные. Которые без этого и не были бы затронуты. Слушать музыку - это большая работа, и зритель устает точно так же, как и музыканты.

- Расскажите, как прошел Ваш тур в этом году по Дальнему Востоку. Как концерты виолончельной музыки, довольно сложные для восприятия, принимали зрители?

- В сентябре у меня было большое путешествие - я выступал на Сахалине, в Хабаровске и во Владивостоке. Там прекрасные люди– думающие, чувствующие. У нас, к сожалению, есть центры – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, где у людей есть возможность ходить на концерты классической музыки. А в каких-то отдаленных регионах, даже если люди хотели бы послушать концерт классической музыки, у них нет такой возможности.

-Вообще, люди в России хотят слушать хорошую музыку. Например, у меня есть еще один проект «Музыкальная экспедиция», когда летом мы ездим по старинным русским городам, становимся такими путешествующими музыкантами. В этом году мы выступали во Владимирской области, но планируем расширять географию. Это общедоступные концерты на открытом воздухе, когда сцена устраивается на площадях, на набережных. Удивительно, но нас приходят послушать множество людей - 2-3 тысячи человек. Это говорит о том, что классическая музыка доступна каждому, люди приходят и слушают нас.

Полная версия