Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Георгий Краснянский: нам удалось превратить дотационную угольную промышленность в абсолютно рентабельную

Угольная промышленность Российской Федерации, единственная отрасль промышленности страны, которая в её новейшей истории успешно прошла процесс реструктуризации ее производственной, технологической, корпоративной и финансово-экономической структур, а именно от периода полной дотационности и выживаемости до «полнокровного функционирования», адекватного законам рынка.

Так считает д.э.н., профессор Георгий Краснянский – горный инженер-экономист, прошедший в угольной отрасли путь от студента Московского горного института до заместителя генерального директора компании «Росуголь». В 1993-1995гг. Краснянский возглавлял рабочую группу экспертов по разработке программы структурной перестройки угольной промышленности, которая была утверждена Правительством РФ и реализована в конце 90-х начале 2000-х.

Именно компанией «Росуголь» под руководством Минтопэнерго России (Министр Ю.К. Шафраник) были разработаны концептуальные и основополагающие нормативные документы по переводу отрасли на рыночные отношения. Сформированная президентом компании «Росуголь» Ю.Н. Малышевым команда единомышленников (600 чел. в аппарате компании) самоотверженно осуществляли организационное, научное и информационно-аналитическое обеспечение всех процессов реструктуризации.

Особую роль в разработке и оптимизации практических механизмов новой системы государственного регулирования деятельностью частных угольных компаний сыграла администрация крупнейшего угледобывающего региона – Кемеровской области. Заслуживают особого внимания внедрённые губернатором области А.Г. Тулеевым подходы к смягчению негативных социальных последствий реформирования и механизмы предупреждения социальных конфликтов, предпосылки которых объективно присутствовали в новых экономических условиях.

О том, как удалось превратить полностью дотационную отрасль в рыночную и абсолютно рентабельную, рассказывает сам Георгий Краснянский.

В период 1989-1992 годах к моменту принятия решения о начале реструктуризации российская угольная промышленность на 80% зависела от бюджетных дотаций, которые достигали 1,4% ВВП, а количество убыточных шахт и разрезов превышало 200 (более 45% от общего числа угледобывающих предприятий).

Спад производства самым тяжелым образом сказался на состоянии социальной сферы шахтерских городов и поселков, материальном положении шахтеров, которые в советские времена имели значительные материальные и социальные преимущества в сравнении с другими группами трудящихся. Недовольство шахтеров привело к первой в нашей истории их всеобщей забастовке, которая стала катализатором протестных настроений.

Реструктуризация угольной отрасли России началась в 1993-1994 гг. опиралась на стандарты Международного Валютного Фонда (МВФ) и Всемирного Банка (ВБ) и была проведена в кратчайшие сроки, практически за десятилетие. Для сравнения: ликвидация убыточной угольной отрасли Франции проходила почти 50 лет с 1956 по 2005 годы. Несколько десятилетий реформировались угольные отрасли в США, Великобритании, Германии. А Польша, начав реформы одновременно с Россией, до настоящего времени не определилась с порядком ликвидации убыточных шахт.

По итогам первого этапа реструктуризации отрасли в России прекратили добычу 203 убыточных предприятия (188 шахт и 15 разрезов), соцкультобъекты и инженерная инфраструктура шахтёрских городов и посёлков были переданы в ведение местных органов власти, разработаны программы местного развития.

За счет роста производительности труда рабочих была снижена трудоёмкость добычи угля, в ходе реструктуризации высвобождено до 730 тыс. человек из числа занятого в отрасли персонала (в том числе рабочих по добыче – 230 тыс. человек). Причём это высвобождение происходило со всеми мерами социальной защиты, а доходы работников угольной промышленности росли высокими темпами - с 1998 по 2014 г. средняя заработная плата в отрасли выросла в 21 раз.

Особую роль сыграли меры социальной поддержки высвобождаемых в ходе реформ работников, благодаря которым сотни тысяч шахтёров с честью выдержали все тяготы перемен – на данное направление было направлено 35% от всех средств, вложенных федеральным бюджетом в реструктуризацию отрасли за последние 20 лет. Это позволило погасить социальную напряженность в регионах угледобычи и в стране в целом.

Основным направлением следующего этапа реструктуризации в 2000-2004 гг. стало акционирование и приватизация угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий. Было сформировано более 50 частных угольных компаний, часть которых в свою очередь вошли в состав управляющих компаний (холдингов), восемь из которых являлись угле-металлургическими.

За это время улучшилась не только производительность труда, но и улучшились экологические показатели, удалось повыть и безопасность на производстве. Доля наиболее экологичного и безопасного открытого способа добычи превысила 70% (в 1994 г. составляла 56%).Важным достижением реструктуризации стало повышение безопасности труда на угольных предприятиях – коэффициент травматизма со смертельным исходом сократился за 20 лет более чем в 13 раз (с 1,2 на 1 млн. тонн добычи до 0,08).

В целом на реструктуризацию угольной промышленности было затрачено 13,1 млрд. долларов за 20 лет (1994-2014 гг.), а только за период с 1999 года консолидированный бюджет РФ получил 14,1 млрд. долларов от угольных предприятий в виде налогов и сборов. При этом, налоговые поступления продолжат поступать и в дальнейшем, так как пройдя процесс акционирования и приватизации, абсолютно частная угольная промышленность РФ год от года демонстрирует устойчивые темпы развития, а государственные дотации – доля средств господдержки угольной промышленности России сократилась с 1,4% ВВП (или 80 коп./1 руб. товарной продукции) до практически нулевого уровня. Удивительно, но по цене стоимости только дорожных работ на Олимпиаде удалось успешно провести реструктуризацию целой большой отрасли.

Помимо прямой выгоды государству от развития угольной промышленности России за двадцать лет реструктуризация оказала косвенное положительное влияние на развитие и других отраслей экономики. Угольными компаниями и холдингами, в составе которых есть угольные производства, в последние годы были реализованы значительные инфраструктурные проекты, прежде всего, по строительству ж/д путей и портовых терминалов. Например, угольные компании участвовали своим капиталом в создании портовых угольных терминалов Усть-Луга, Восточный, Ванино, а холдинг Мечел вложил в строительство ж/д ветки Улак-Эльга к Эльгинскому месторождению 70 млрд. рублей.

Полная версия