Москва
19 декабря ‘24
Четверг

Двойное дно компании «Аэросоюз»

В рамках IV международного бизнес-саммита, который на днях прошел в Нижнем Новгороде, правительство Нижегородской области и ЗАО «Вертолетная компания «Аэросоюз» подписали соглашение о сотрудничестве.

Выглядит проект весьма амбициозно: инвестиции в него составляют 100 млн рублей, дополнительно при его реализации было обещано создать 20 рабочих мест. Более того, в планы «Аэросоюза» входит до конца 2016 года построить вертолетные центры в 40 регионах России. Также до конца этого года «Аэросоюз» обещает создать вокруг Москвы 10 вертолетных центров. Но будут ли выполнены эти обещания – большой вопрос. Дело в том, что все предыдущие проекты «Аэросоюза» также начинались с громких и амбициозных заявлений, но на деле оказывались не более чем пустыми обещаниями. Репутация «Аэросоюза» вызывает большие сомнения еще и по другой уже более серьезной причине: связанный с учредителем компании тренировочный центр не раз упоминался в отчетах компетентных органов о причинах авиакатастроф.

Несколько месяцев назад в компании решили предпринять хоть какие-то меры и даже попытались привлечь дополнительное инвестирование. Для этого «Аэросоюз» выпустила облигаций на 300 000 000 рублей. Однако, на сегодняшний день продать их инвесторам не удалось: по-видимому они не поверили в финансовую устойчивость компании и ее перспективы. Почему - понятно: история компании напоминает хрестоматийный «трест, который лопнул».

Проекты, которые исчезают в воздухе….

Компания «Аэросоюз» была основана в 2002 году. За это время в прессе появлялась информация о нескольких ее проектах.

В 2013 году компания заявила, что «намерена подписать соглашение о реализации инвестпроекта по созданию вертолетного центра с правительством Ульяновской области, чтобы использовать вертолеты Robinson R44 для выполнения ряда госзадач, в том числе — в качестве санавиации, аварийно-спасательных работ и мониторинга лесов и сельхозугодий», - пишет «КоммерсантЪ».

О проекте компания заявляла громко, и он обсуждался на высоком государственном уровне.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на аппаратном совещании поставил перед кабмином задачу создания в регионе вертолетного центра. По его словам, управляющей компанией «Ульяновский авиационный кластер» (УАК) завершены переговоры с компанией «Аэросоюз», «и теперь ничто не мешает создать в регионе вертолетный центр».

«Вертолетная компания «Аэросоюз» готова инвестировать порядка 60 млн рублей в создание в регионе посадочных площадок вместе с вертолетной техникой, а также создать в регионе центр технического обслуживания и ремонта и филиал вертолетной академии для подготовки пилотов», — пояснил кабмину гендиректор УАК, советник губернатора Вильдан Зиннуров, сообщало в 2013 году издание.

Подписание соглашения с губернатором для «Аэросоюза» ничего не значит?

Но прошло несколько лет. Что же сейчас? Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов так и не дождался реальной работы по проекту «Аэросоюза» в своем регионе. В 2014 году правительство Ульяновской области обратилось в ГК «Хелипорты России», который теперь и строит центр.

Другой громкий проект - «Аэросоюз - Санкт-Петербург» предполагал аренду, продажу и обучение пилотов. Опять же, после громкого заявления о планах, никаких реальных действий по реализации проекта не последовало. Проект существовал лишь на бумаге.

В настоящее время в Санкт-Петербурге успешно работает компания «Хели-драйв», которая на настоящий момент, пожалуй, является самым масштабным частным вертолетным центром на северо-западе России.

Были заявлены проекты и в других городах России - в Воронеже, Новосибирске, Саратове, Абакане, Томске. Но точно также, за громким анонсом никаких действий не следовало. Какие -то итоги или хотя бы информацию о начале реализации этих проектов найти не удалось.

Получается: что заявленные центры «Аэросоюза» просто отсутствуют?

Катастрофы по вине неправильной подготовки пилотов

Но при более детальном изучении истории компании оказывается, что у «Аэросоюза» не раз выявлялись не только нереализованные проекты, но гораздо более серьезные проблемы и нарушения, из-за которых гибли люди.

23 июля 2014 года Межгосударственный авиационный комитет вынес вердикт о причинах авиакатастрофы вертолета Agusta-119 в Тверской области, в которой погибли 2 человека, в том числе абсолютная чемпионка России и чемпионка Европы по вертолетному спорту Маргарита Афанаскина.

Как говорится в отчете МАК, командиром воздушного судна была Афанаскина — «пилот НП «ПВК «Аэросоюз», которой «в 2013 году полугодовой медосмотр в нарушение требований… не проводился. Сведения, записанные в разделе «периодические медицинские осмотры»… являются ложными».

МАК сообщает, что причиной катастрофы вертолета AW119 MK II RA-01978, вероятнее всего, стала потеря командиром воздушного судна пространственной ориентировки при попадании в приборные метеорологические условия.

«В причинной связи с авиационным происшествием находится такой фактор, как непринятие командиром воздушного судна своевременного решения о возврате в пункт вылета или о выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, при ухудшении метеоусловий. Потере пространственной ориентировки могло способствовать ошибочное восприятие пилотом в условиях повышенного психоэмоционального напряжения информации о положении вертолета по крену», – говорится в документе.

Кроме того, уровень профессиональной подготовки командира не соответствовал требованиям, предъявляемым к коммерческому пилоту: он не был обучен выполнению полетов по приборам на вертолетах.

«Деятельность АУЦ ООО «Учебный тренировочный центр» и НП «ПВК Аэросоюз» в части подготовки авиационного персонала осуществлялась с нарушением требований воздушного законодательства», — значится в выводах экспертов МАК. В частности, «вызывает сомнение объективность данных о прохождении полного курса теоретической подготовки по программе переподготовки на вертолет», «программой летной подготовки не предусмотрено обучение полетам по приборам» и пр.

Эксперты выявили, что эти и другие «указанные недостатки свидетельствуют об отсутствии в ООО «Учебный тренировочный центр» системы контроля за организацией и прохождением теоретической и летной подготовки (учебно-тренировочных полетов)».

Также в отчете отмечается, что «в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 19.03.1997 г. «Воздушный кодекс Российской Федерации» подготовка к инструкторской работе проводилась НП «ПВК «Аэросоюз», не имевшим право на осуществление летной подготовки (учебных полетов), летное обучение проводилось по ППЛС эксплуатанта АОН НП «ПВК «Аэросоюз», свидетельство которого было аннулировано в ноябре 2011 года».

А вот другая катастрофа: 27 июня 2015 года в Кемеровской области потерпел крушение вертолет Robinson R-44 под управлением пилота Игоря Кичигина, который был командиром вертолета летной службы Авиаотряда спецназа ГУ МИД России по Кемеровской области.

Как следует из Постановления и.о. транспортного прокурора г. Кемерово, Кичигин «обучение на право управления воздушным судном Robinson R-44… проходил в ООО «Учебно-тренировочный центр» в период 15 декабря 2014 по 20 февраля 2015 года… однако оплата услуг по обучению внесена в кассу центра только 10.03.2015г., то есть спустя несколько месяцев после обучения (…) вместе с тем сверка дат, указанных в документах, необходимых для получения удостоверения, подтверждающего факт прохождения обучения… в том числе дат проведения экзаменов… с днями нахождения Кичигина на работе (ред. в Кемеровской области)», выявила, что «Кичигин в ряде случаев в даты проведения зачетов, экзаменов и тренажерной подготовки, указанных в соответствующих документах, не мог находиться на обучении в ООО «Учебный тренировочный центр».

Вывод прокурорской проверки - «неустановленные должностные лица, заведомо зная о том, что гражданин Кичигин И.А. не проходил обучение в авиационном учебном центре ООО «Учебный тренировочный центр», а именно не сдавал теоретические зачеты, не проходил наземную подготовку… подделали путем внесения недостоверных сведений в официальные документы… в том числе и в представление на внесение квалификационной отметки в выдачу свидетельства специалиста ГА частного пилота… а также в удостоверение… об успешном прохождении переподготовки пилотов на вертолет… для получения гражданином Кичигиным И.А. свидетельства частного пилота».

Транспортный прокурор постановил «материалы проверки по факту подделки официальных документов» направить в правоохранительные органы «для решения вопроса об уголовном преследовании».

Еще одна катастрофа, с которой был связан «Аэросоюз», произошла 7 декабря 2011 года: тогда вертолет R-44 Robinson упал на площадке Ерзовки Волгоградской области.

По результатам проверки по факту падения было принято решение о том, что первый вертолетный клуб «Аэросоюз» больше не может выполнять учебные полеты. Эта информация появилась на официальном сайте федеральной службы по надзору в сфере транспорта. «Аэросоюз» фигурировал там неслучайно - АУЦ ООО «Учебный тренировочный центр» передал права на выполнение учебных полетов клубу «Аэросоюз». Получается, что те, кто получал свидетельства пилота-любителя в «Учебно-тренировочном центре», не имеют право на самостоятельный полет.

История компании

Получается, если собрать историю деятельности компании «Аэросоюз», то вырисовывается любопытная картина. В общем-то на протяжении больше десяти лет компания действует по одной определенной схеме: вначале громкое заявление о крупном проекте, обещания больших инвестиций, изображение бурной деятельности, волна публикаций в СМИ, а затем – тишина. Громкие заявления остаются лишь заявлениями, за которыми ничего не следует. Получается, что никаких проектов по сути нет. Казалось бы, схема простая, но она действует.

И вот очередной проект «Аэросоюза» в Нижнем Новгороде с подписанием соглашения о сотрудничестве с правительством Нижегородской области. Интересно, что произойдет с этим начинанием «Аэросоюза»? Впрочем, вопрос, скорее, риторический. Ответ на него очевиден.

Полная версия